УП АООП УО (ИН)

УТВЕРЖДАЮ
Директор

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ВОЛКОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА», РЕАЛИЗУЮЩЕГО
АДАПТИРОВАННУЮ ОСНОВНУЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
ПРОГРАММУ ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Пояснительная записка
Учебный план МАОУ «Волковская СОШ», реализующего адаптированную
основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ФАООП УО (вариант 1 и 2), фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на
их освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке
содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного
процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Недельный учебный план представлен по этапам обучения:
1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы;
2 этап - V - IX классы;
3 этап - X - XII классы.
Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет.
Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I
дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732
академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066
академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII
класс).
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных
областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов,
входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных
потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП, и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может
различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
умственной отсталостью:
 формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
 формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение
их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося.
Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:

 учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
 увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части;
 введение
учебных
курсов,
обеспечивающих
удовлетворение
особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
 введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в
силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении
отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ
сопровождается тьюторской поддержкой.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации АООП образования определяет
образовательная организация.
Учебный план обеспечивают возможность обучения на государственных языках
субъектов Российской Федерации, а также возможность их изучения, в случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования, и
устанавливают количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам)
обучения.
При организации образования на основе СИПР индивидуальная недельная нагрузка
обучающегося может варьироваться. Так, с учетом федерального учебного плана
организация, реализующая вариант 2 АООП, составляет ИУП для каждого обучающегося,
в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов
с указанием объема учебной нагрузки. Различия в индивидуальных учебных планах
объясняются
разнообразием
образовательных
потребностей,
индивидуальных
возможностей и особенностей развития обучающихся. В индивидуальных учебных планах
обучающихся с наиболее тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают
занятия коррекционной направленности.
У обучающихся с менее выраженными нарушениями развития больший объем
учебной нагрузки распределится на предметные области. Для обучающихся, особые
образовательные потребности которых не позволяют осваивать предметы основной части
учебного плана АООП, учебная нагрузка для СИПР формируется следующим образом:
увеличивается количество часов коррекционных курсов и добавляются часы
коррекционно-развивающих занятий в пределах максимально допустимой нагрузки,
установленной учебным планом. Некоторые обучающиеся, испытывающие трудности
адаптации к условиям обучения в группе, могут находиться в организации ограниченное
время, объем их нагрузки также лимитируется индивидуальным учебным планом и
отражается в расписании занятий.
Процесс обучения по предметам организуется в форме урока. Педагогический
работник проводит урок для состава всего класса или для группы обучающихся, а также
индивидуальную работу с обучающимся в соответствии с расписанием уроков.
Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать 25 мин.,
фронтальных, групповых и подгрупповых занятий - не более 40 минут.
В учебном плане установлено количество учебных часов по предметам обучения на
единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик (индивидуальная
работа), группа (2 - 3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса).
Равномерное распределение учебных часов по предметам для разных возрастных
групп связана с необходимостью поэтапного повторения и закрепления формируемых

учебных действий, отражает потребность в них "среднего" обучающегося. С учетом
расширения знаний и формирующегося опыта к старшему школьному возрасту часы на
ряд предметов практического содержания увеличиваются.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю
из часов внеурочной деятельности. Продолжительность коррекционного занятия
варьируется с учетом психофизического состояния обучающегося до 25 минут.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в
неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся
и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность,
включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной
деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено
обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями).
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно,
исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на
основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное
на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении
максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов
финансирования.
Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю
из часов внеурочной деятельности. Продолжительность коррекционного занятия
варьируется с учетом психофизического состояния обучающегося до 25 минут.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации.
Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора
широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых
для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляет суммарно 10 часов в

неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные
занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся
и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28
(зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г,
регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г.
Общий объем внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю (не более
1690 часов на I этапе обучения (1 - 4 и дополнительный класс), 1700 часов на II этапе
обучения (5 - 9 класс) и 1020 часов на III этапе (10 - 12 класс) Из 10 часов внеурочной
деятельности в неделю не менее 5 часов отводится на реализацию коррекционноразвивающей области.
Внеурочная деятельность направлена на развитие личности обучающегося
средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на
расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и
взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является
неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации.
Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 2)
обучающихся I доп., I - IV классов.
Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов
Классы

1. Язык и речевая
практика
2. Математика
3. Окружающий
мир

4. Искусство

I
доп
.
Обязательная часть
Речь и альтернативная
4*
коммуникация
Математические
3*
представления
Окружающий
2
природный мир
Человек
2
Домоводство
Окружающий
1
социальный мир
Музыка и движение
2
Изобразительная
3
деятельность
Адаптивная физкультура 2

5. Физическая
культура
6. Технология
Профильный труд
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
увеличение учебных часов, отводимых на
изучение учебных предметов обязательной
части: речь и альтернативная коммуникация,
математические представления
Народные игры
Максимально допустимая недельная нагрузка

17
4

Всего

I

II

III

IV

3

3

2

2

13

2

2

2

2

10

2

2

2

2

10

2
1

2
1

2
1
1

2
1
1

10
2
5

2
3

2
3

2
3

2
3

10
15

2

2

2

2

10

17
4

17
6

17
6

17
6

85
30

21

23

23

23

111

2

2
21

(при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность, в том числе
Коррекционные курсы:
1. Сенсорное развитие
2. Предметно-практические действия
3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
Внеурочная деятельность (по направлениям)

10
6
2
1
1
2
4

10
6
2
1
1
2
4

10
6
2
1
1
2
4

10
6
2
1
1
2
4

10
6
2
1
1
2
4

50
30
10
5
5
10
20

Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (33 учебных недели в 1 доп. и в 1 классе, 34 учебных недели со 2
по 4 класс).
Недельный учебный план АООП УО (вариант 1)
обучающихся I доп., I – IV классов. 4 класс
Предметные
области

Класс
Учебные предметы

I
доп
.
Обязательная часть
1. Язык и речевая
Русский язык
2
практика
Чтение
2
Речевая практика
3
2. Математика
Математика
3
3. Естествознание
Мир природы и человека
2
4. Искусство
Музыка
2
Рисование
2
(изобразительное
искусство)
5. Физическая
Адаптивная физическая
3
культура
культура
6. Технология
Ручной труд
2
Итого
21
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
Изучай родной язык
Спортивные игры
Максимально допустимая годовая нагрузка
21
(при 5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
6
(коррекционные занятия и ритмика):
логопедические занятия
3
ритмика
1
развитие психомоторики и сенсорных
2
процессов
Внеурочная деятельность:
4

Количество часов
I
II
III IV

Всего

3
3
2
3
2
2
1

3
4
2
4
1
1
1

3
4
2
4
1
1
1

3
4
2
4
1
1
1

14
17
11
18
7
7
6

3

3

3

3

15

2
21
-

1
20
3

1
20
3

1
20
3

7
102
9

111

21

23

23

1
1
23

6

6

6

6

30

3
1
2

3
1
2

3
1
2

3
1
2

15
5
10

4

4

4

4

20

Общий объем учебной нагрузки составляет 3732 часа за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (33 учебных недели в I доп. и в I классе, 34 учебных недели во II IV классах

Недельный учебный план АООП УО (вариант 1)
обучающихся V - IX классов. 6 и 7 класс
Предметные области

Класс
Учебные предметы
V
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика Русский язык
4
Чтение (Литературное
4
чтение)
2. Математика
Математика
4
Информатика
3. Естествознание
Природоведение
2
Биология
4. Человек и общество
География
Основы социальной
2
жизни
Мир истории
История Отечества
5. Искусство
Музыка
1
Рисование
2
(изобразительное
искусство)
6. Физическая культура
Адаптивная физическая
2
культура
7. Технология
Профильный труд
6
Итого
27
Часть, формируемая участниками образовательных
2
отношений:
Занимательный английский
Изучай родной язык
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 529
дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные
6
занятия и ритмика):
Внеурочная деятельность:
4

Количество часов
VI
VII VIII

Всего
IX

4
4

4
4

4
4

4
4

20
20

4
2
2
2

3
1
2/1
2
2

3
1
2
2
2

3
1
2
2
2

17
3
4
6
8
10

2
-

2
-

2
-

2
-

2
6
1
2

2

2

2

2

10

6
28
2

7
29
1

7
28
1

7
28
1

33
139
7

1
1
30

1
30

30

30

149

6

6

6

6

30

4

4

4

4

20

Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).
План внеурочной деятельности НОО
Направления

Спортивнооздоровительная
деятельность
Проектноисследовательская
деятельность

Названия

Форма
организац
ии

Количество часов в неделю
1
класс

2
класс

Светофор

Практикум

1

1

3
клас
с
1

Орлята России

Проект

1

2

2

4
класс

2

1

Коммуникативная
деятельность
Художественноэстетическая творческая
деятельность
Информационная
культура
Учение с увлечением!

ДООП

Разговоры о важном
Фантазия

Классное
собрание
Практикум

1

1

1

1

1

Компьютерная
грамотность
Я- грамотей

Практикум
Практикум

1

1

1

1

Изучай родной язык

Практикум

1

1

1

1

ИТОГО

6

7

6

6

1

Подвижные игры

ШСК

1

Самбо

ШСК

2

Волшебный
карандаш
Цветоводство

Кружок

1

Кружок

1

Театр друзей

Кружок

1

ИТОГО 1-2
Общешкольные образовательные события: акции, марафоны,
1
концерты.
Занятия в кружках и секциях иных организаций: СДК, ЦДТ
1
«Креатив»
ИТОГО 2

1-2

1-2

1-2

1

1

1

1

1

1

2

2

2

Итого за неделю

10

10

10

10

Итого за учебный год

330

330

330

330

Итого на уровень образования

1320

План внеурочной деятельности ООО на 2023-2024 учебный год
Направления
ВНД по
учебным
предметам
образовательной
программы

ВНД по
формированию
ФГ школьников

Названия
Физика вокруг
нас
Спортивные игры
Информационная
безопасность
Моделирование
Шахматы
Практическая
география
Юный
исследователь
Основы
финансовой
грамотности

Форма
организац
ии
Практикум

Количество часов в неделю
5
6
7
8
9
Всего
класс класс класс класс класс
1
1

ШСК

1

1

1

Практикум
Практикум
Практикум
Практикум

1

Практикум

1

Практикум

1

4

1

1

1

1
1
1

1

1

1

3
1

1

2

ВНД,
направленная на
реализацию
комплекса
воспитательных
мероприятий
ВНД по
развитию
личности

Школьный театр

Театральна
я студия

1

1

Познай себя

Практикум

1

1

Россия – мои
горизонты

Профессио
нальные
пробы
Клуб
социальны
х практик
Классное
собрание
Практикум

Я - волонтер
ВНД по
организации
обеспечения
учебной
деятельности

Разговоры о
важном
Я пятиклассник

ИТОГО
ДООП
Волейбол
ШСК
Самбо
ШСК
Школьный медиацентр
Кружок
Робототехника
Кружок
ИТОГО
Общешкольные образовательные события: акции,
марафоны, концерты.
Занятия в кружках и секциях иных организаций:
СДК, ЦДТ «Креатив»
ИТОГО
Итого за неделю
Итого за учебный год
Итого на уровень образования

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
4

4

5
1

6

7

5
Х

6
Х

1
2
1
1

Х
Х
Х
1-3
2

Х
Х
Х
1-2
2

Х
Х
Х
1-2
2

Х
Х
1-3
2

Х
1-2
2

10

1

1

1

1

1

5

3
10
340

3
10
340

3
10
330

40
1690

3
3
10
10
340
340
Не более 1740


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».