42.Положение о проведении инструктажей по безопасности дорожного движения

СОГЛАСОВАНО
Председателем Профкома
Протокол № 01 от 31.08.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МАОУ «Волковская СОШ»
от 01.09.2016 г. № 83-О/3
Внесены изменения приказом от
01.09.2017 года № 77-О/4

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ
ДВИЖЕНИЯ С ВОДИТЕЛЬСКИМ СОСТАВОМ.
1. Общие положения.
Цель инструктажей – сообщить водителю необходимую информацию для выполнения
различных видов перевозок.
Субъект транспортной деятельности обязан обеспечить водителей следующей информацией:
1) о погодных условиях движения на маршруте;
2) о местах организации отдыха и приема пищи, размещении объектов санитарно-бытового
обслуживания;
3) о местах стоянки транспортных средств;
4) о телефонах дежурных частей подразделений Госавтоинспекции МВД России по маршруту
движения;
5) об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспортных средств
при сезонных изменениях погодных и дорожных условий;
6) о причинах и обстоятельствах возникновения ДТП, нарушений Правил дорожного движения,
правил технической эксплуатации транспортных средств и других требований и норм безопасности
дорожного движения, произошедших с участием водителей субъекта транспортной деятельности;
7) о расположении пунктов медицинской и технической помощи, диспетчерских пунктов
управления движением транспортными средствами и о порядке связи с этими пунктами;
8) о действиях водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения
транспортного средства по независящим от него причинам;
9) о маршруте движения транспортного средства, перевозящего пассажиров, условиях и
режимах движения на маршруте, местах концентрации ДТП на маршрутах регулярных перевозок
пассажиров.
Информация должна доводиться до водителей путем проведения вводного, предрейсового,
сезонного, специального инструктажей.
Вводный инструктаж проводится со всеми водителями при приеме их на работу независимо от
уровня квалификации и стажа работы. В тематику вводного инструктажа включаются следующие
вопросы:
 общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных
средств, виды осуществляемых перевозок);
 требования по организации и безопасной эксплуатации транспортных средств, предъявляемые к
водителю, осуществляющему деятельность у данного субъекта транспортной деятельности;
 правила внутреннего трудового распорядка;
 порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров;
 порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;
 нормы загрузки транспортных средств (для пассажирских перевозок - пассажировместимость);
 особенности обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья или инвалидов с
нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха (для пассажирских
перевозок);
 основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах
преобладающих видов ДТП;
 документы, необходимые для осуществления перевозок пассажиров и (или) грузов.

Предрейсовый инструктаж проводится:
 при отправлении водителя по маршруту движения впервые;
 при перевозке детей;
 при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
В тематику предрейсового инструктажа включаются следующие вопросы:
 протяженность маршрута, дорожные условия, наличие опасных участков и мест концентрации
ДТП, особенности организации дорожного движения;
 конечные, промежуточные пункты маршрута, места отдыха, приема пищи, смены водителей
(при необходимости), стоянки транспортных средств;
 расположение на маршруте пунктов медицинской и технической помощи, постов
Госавтоинспекции МВД России, диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций;
 условия работы водителя при увеличении интенсивности движения транспортных и
пешеходных потоков;
 безопасность движения в период каникул учащихся;
 информация об изменениях в организации перевозок, об особенностях проезда
железнодорожных переездов, путепроводов и других искусственных сооружений, пользования
паромными переправами и наплавными мостами;
 меры предосторожности при преодолении затяжных спусков и подъемов;
 действия водителя в ситуациях, связанных с несоблюдением графика движения транспортного
средства по независящим от него причинам (при перевозке пассажиров по регулярным
маршрутам);
 особенности посадки, высадки и перевозки лиц с ограниченными возможностями здоровья или
инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха,
применительно к конкретному маршруту движения (при перевозке пассажиров);
 особенности подачи автобуса к месту посадки пассажиров (при перевозке детей);
 особенности посадки и высадки детей, их перевозки, взаимодействия водителя с лицами,
сопровождающими детей (при перевозке детей).
Сезонные инструктажи проводятся со всеми водителями два раза в год - в весенне-летний и
осенне-зимний периоды.
В тематику сезонных инструктажей включаются вопросы, определяющие особенности
эксплуатации и управления транспортных средств в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а
также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и
дорожных условиях.
Специальный инструктаж проводится со всеми водителями при необходимости срочного
доведения до них информации в случаях:
 вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на
профессиональную деятельность водителей;
 изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного
движения;
 получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и
экологическим ущербом;
 совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.
При проведении инструктажа дается оценка сложившейся ситуации и порядок необходимых
действий водителя.
Субъекту транспортной деятельности запрещается допускать водителей к работе, связанной с
управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей.
Субъектом транспортной деятельности осуществляется документальный учет сведений о лицах
(фамилия, имя, отчество, занимаемая должность), проходивших и проводивших инструктаж, виде
инструктажа и дате его проведения. Результаты этого учета хранятся субъектом транспортной
деятельности в течение не менее трех лет.
Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа
запрещается.

СОГЛАСОВАНО
Председателем Профкома
Протокол № 01 от 31.08.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МАОУ «Волковская СОШ»
от 01.09.2016 г. № 83-О/3
Внесены изменения приказом от
01.09.2017 года № 77-О/4

ИНСТРУКЦИЯ № 1а
Обязанности водителя перед выездом
и при работе на линии.
Перед выездом на линию водитель обязан:
 пройти перед рейсом медицинский осмотр;
 убедиться в полной комплектности и технической исправности автомобиля;
 при получении путевой документации предъявить диспетчеру свое удостоверение на право
управления транспортным средством.
При проверке технической исправности автомобиля особое внимание обратить на:
 работу двигателя, тормозной системы, рулевого управления, вспомогательного
оборудования (стеклоочистителей приборов освещения световой и звуковой
сигнализации),сцепного и опорного устройства (в составе поезда, тягача), замков дверей
кузова или кабины, запоров бортов грузовой платформы, привода управления дверьми (у
автобусов), системы отопления, спидометра;
 состояние колес, шин, подвески, стекол, государственных номерных знаков, внешнего вида
автомобиля;
 отсутствие подтекания топлива, масла, воды;
 наличие знака аварийной остановки, укомплектованной аптечки, огнетушителя (у автобуса
2х огнетушителей), молоточков для разбивания стекол;
 2х противооткатных упоров (для автобусов и автомобилей с разрешенной максимальной
массой свыше 3,5 т).
В случае обнаружения неисправностей при наличии которых, согласно правил дорожного
движения запрещается эксплуатация транспортных средств, выезд на линию до их устранения
запрещается.
Водитель не имеет права выезжать в рейс, если его отдых между сменами был короче удвоенной
продолжительности работы в предыдущей смене, а также с просроченной справкой
периодического мед освидетельствования.
На линии:
 Следуй только по указанному маршруту. Соблюдай установленные нормы вместимости
автобуса и грузоподъемности автомобиля;
 Начинай движение и двигайся только с закрытыми дверями автомобиля, кроме
предусмотренных случаев движения с открытыми дверями (по ледовым переправам).
 Избегай резких маневров, плавно трогайся с места и также плавно тормози, увеличивай и
замедляй скорости движения постепенно, не делай крутых поворотов;
 Поддерживай скорость движения с учетом дорожных, погодных условий и требований
дорожных знаков;
 При возникновении неисправности автомобиля, угрожающей безопасности движения,
прими меры к ее устранению, а если это невозможно, вызови техническую помощь;
 Во время движения не отвлекайся от управления автомобилем, не вступай в разговоры с
пассажирами, не оставляй рабочее место до полной остановки автомобиля;
 При вынужденной остановке убедись, что автомобиль находится в безопасности и не
создает помех для других транспортных средств, заглуши двигатель, затормози
автомобиль стояночным тормозом и включи низшую передачу, а в горных условиях,
кроме того, подложи под колеса башмаки (лучше – клиновидные);

 На спусках не разобщай трансмиссию от двигателя, перед, затяжными спусками –
подъемами остановись для проверки действия тормозов;
 При ослеплении светом встречного автомобиля и потере видимости, не меняя полосы
движения, немедленно снизь скорость, включи аварийную световую сигнализацию и
остановись;
 В случае дорожно-транспортного происшествия окажи помощь пострадавшим и как
можно скорее сообщи о случившемся на свое предприятие и в милицию;
 Выполняй указания милиции, по требованию останови автомобиль и предъяви путевую
документацию, соблюдая правила остановки;
 В темное время суток и при недостаточной видимости включи фары дальнего и ближнего
света;
 Если при работе на маршруте в ночное время наступает дремотное состояние,
остановись, выйдя из автомобиля, разомнись, сделай несколько физических упражнений;
 При движении не пользуйся разгоном-накатом, не отсоединяй двигатель от трансмиссии,
за исключением случаев подъезда к намеченной остановке при скорости движения не
более 40 км в час;
 Проезжая остановки общественного транспорта и пешеходные переходы, водитель
должен двигаться со скоростью, обеспечивающей безопасность движения, или
остановиться, чтобы пропустить пешеходов, вступивших на переход;
 Сразу же по прибытии на объект, в автопредприятие отметь у диспетчера фактическое
время прибывания и сообщи ему об условиях движения на маршруте, на погрузочноразгрузочных площадях, предъяви дежурному механику автомобиль для проверки его
технического состояния, сообщив об обнаруженных во время работы на линии
технических неисправностей. Пройди послерейсовый медицинский осмотр.
Водителю запрещается:
 Превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой
автомобиля, а также указанную на опознавательном знаке «Ограничение скорости»,
установленном на автомобиле;
 Перевозка людей в буксируемом автобусе и в кузове буксируемого грузового
автомобиля;
В туман, ливень, град, метель, пыльную бурю, когда видимость из кабины водителя менее50 м
водитель автобуса междугородного и пригородного маршрутов сам принимает решение о
временном прекращении движения.

СОГЛАСОВАНО
Председателем Профкома
Протокол № 01 от 31.08.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МАОУ «Волковская СОШ»
от 01.09.2016 г. № 83-О/3
Внесены изменения приказом от
01.09.2017 года № 77-О/4

ИНСТРУКЦИЯ № 2а
Особенности работы водителя
в весенне-летний период.
С началом снеготаяния на дорогах скопляется много вешней воды. Под слоем воды на проезжей
части могут скрываться неровности и ямы. При движении по таким дорогам необходимо
двигаться с особой осторожностью, чтобы не вывести из строя автомобиль, не сделать поломок
ходовой части и не совершить дорожного происшествия.
После того, как водитель проехал по воде, немедленно следует проверить действие тормоза.
При движении по воде, тормозные колодки намокают, резко уменьшается коэффициент трения,
тормоза не работают. Необходимо медленно нажать на тормозную педаль и держать до
восстановления эффективного торможения. При этом двигаться необходимо с малой скоростью.
Земляные обочины дорог от большого количества влаги размокают и становятся вязкими.
Поэтому необходимо избегать съездов на размокшую обочину, т.к. автомобиль может увести в
сторону обочины и опрокинуться, особенно при большой скорости движения. Скорость
выбирается минимальная.
С наступлением теплых дней на улицах и дорогах появляется большое количество пешеходов,
велосипедистов и водителей индивидуального транспорта. ВОДИТЕЛЬ, БУДЬ ОСОБЕННО
ВНИМАТЕЛЕН НА ДОРОГАХ!
Пешеходы, велосипедисты и водители индивидуального транспорта имеют очень низкие знания
правил дорожного движения и навыки вождения транспортом. Они могут внезапно сделать
неожиданный маневр, поэтому будьте особенно осторожны при разъездах с такой категорией
водителей.
Утренние морозы покрывают дорогу тонким слоем льда, шины почти не имеют сцепления,
коэффициент сцепления, который на хорошей дороге может варьировать между 0,7 или 0,9 при
гололеде снижается до 0,05. Что нужно делать чтобы двигаться в относительной безопасности
тогда, когда автомобиль как бы плавает на дороге?
Если вы едите по гололеду, наш совет: не тормозите резко, это не только бесполезно, но и
опасно. Резкое торможение приводит к блокировке колес и увеличению тормозного пути, а чаще
всего к неуправляемому заносу, проезжая опасный участок, старайтесь сохранять скорость
постоянной, педалью акселератора пользуйтесь очень осторожно, плавно, мягко. Никаких
лишних, тем более резких движений рулевым колесом. Если необходимо остановиться, то
тормозите двигателем или прерывистым способом, т.е. «нажал-отпустил».
В случае заноса автомобиля, необходимо поворачивать, передние колеса в сторону заноса,
используя торможение двигателем.
Приближаясь к мостам или путепроводам будьте особенно внимательны. Там ледяная корка на
дорогах появляется раньше, чем повсюду, исчезает позже в этих зонах избегайте резких
движений рулем, газом, тормозом. На скользкой дороге смена полосы движения грозит
неприятностью, а обгон тем более. Поэтому лучше оставаться на своей полосе движения.
Во встречном и попутном направлении на мокрой дороге от колес автомобиля грязные брызги
попадают на лобовое стекло и затрудняют видимость. Поэтому нельзя выезжать на линию с
неработающими стеклоочистителями.
Лето-пора школьных каникул. «Пик» детского дорожно-транспортного травматизма приходится
на это время. Водитель, помни – следует соблюдать особую осторожность, проезжая мимо
школ, детских площадок, а также на участках улиц и дорог, где возможно внезапное появление
детей.

СОГЛАСОВАНО
Председателем Профкома
Протокол № 01 от 31.08.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МАОУ «Волковская СОШ»
от 01.09.2016 г. № 83-О/3
Внесены изменения приказом от
01.09.2017 года № 77-О/4

ИНСТРУКЦИЯ № 3а
Работа водителя в осенне-зимний период.
Пришла осень. Дожди, туман, листопад, легкие утренние заморозки – все это делает дорогу
опасной и трудной для тех, кто находится за рулем.
И только водитель, который принимает все меры предосторожности, умело сможет преодолеть
трудные участки пути.
На мокром асфальте и дороге, покрытой листьями, опасны обгоны и резкое торможение.
ВОДИТЕЛЬ, ПОМНИ – совершенно недопустима высокая скорость на поворотах, на мокрой
дороге и в гололед. Перед поворотом необходимо до минимума снизить скорость не применяя
резкого торможения. Но если возник занос, без суеты и нервозности следует принять
следующие меры: не включая сцепления, повернуть руль в сторону заноса, плавно
притормаживая, вывести автомобиль из создавшейся ситуации.
Особую опасность представляют перекрестки и остановки общественного транспорта, когда
дорога заснежена, они становятся особенно скользкими из-за постоянного торможения
автомобилей.
Общие правила движения на скользкой дороге
1. Снижайте скорость.
2. Увеличивайте дистанцию и боковой интервал по отношению к другим транспортным
средствам.
3. Выполняйте все действия плавно, не делайте никаких резких движений.
Необходимо помнить, что в осенне-зимнее время световой день короче и водителю приходится
больше пользоваться светом фар. Строго соблюдайте правила дорожного движения, но не
ослепляйте друг друга на разъездах, переключайте фары на ближний свет.
При движении автомобиля в дождь и снег необходимо помнить, что уменьшается обзорность,
поскольку стеклоочистители очищают только часть переднего стекла.
Увеличивается тормозной путь – значит повышается общая опасность движения. При движении
на подъем выбирайте такую передачу, чтобы не пришлось переключаться до полного
завершения подъема.
При спуске не выжимайте сцепления, ведите автомобиль на скорости, плавно притормаживая.
Не выезжайте на неисправном автомобиле. Исправные тормоза, рулевое управление, шины,
приборы освещения – залог безопасной работы на линии.
Водитель, не подавай резких звуковых и световых сигналов при появлении пешеходов на
проезжей части, т.к. торопясь сойти с дороги, пешеход может сделать резкое движение,
поскользнуться и упасть перед идущем автомобилем.
ВОДИТЕЛИ! Безопасность движения на скользкой дороге зависит только от ВАС. Опыт и
мастерство, внимательность и дисциплинированность – надежная гарантия безаварийной
работы в осенне-зимний сезон.

СОГЛАСОВАНО
Председателем Профкома
Протокол № 01 от 31.08.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МАОУ «Волковская СОШ»
от 01.09.2016 г. № 83-О/3
Внесены изменения приказом от
01.09.2017 года № 77-О/4

ИНСТРУКЦИЯ № 4а
Для водителей при перевозке детей на автобусах.
Водитель автобуса должен помнить, сто при перевозке детей ему доверяется самое дорогое,
самое драгоценное, а следовательно он должен быть совершенно здоровым, собранным,
чувствовать себя уверенно и, кроме того, выполнять следующие требования:
1. Проверить техническое состояние транспортного средства, т.е. выполнить все статьи Правил
дорожного движения, где говорится о техническом состоянии и оборудовании транспортных
средств.
2. Помнить, что в темное время суток, в ветреную, дождливую погоду, при снегопаде, при
неработающем стеклоочистителе движение ЗАПРЕЩЕНО.
3. Посадку и высадку детей производить только в безопасных местах.
4. Все окна должны быть закрыты во избежание того, что ребенок может высунуться, что
опасно при обгоне или объезде транспортных средств.
5. В автобусах должен быть старший (представитель организации, отправляющей детей),
который обязан следить за посадкой, транспортировкой и высадкой детей.
Фамилия старшего в обязательном порядке должна заноситься в путевой лист водителя.
Водитель должен проинструктировать старшего о правилах перевозки детей. Последний обязан
выполнять все требования и одновременно несет ответственность за последствия.
6. Согласно Правил дорожного движения, при перевозке группы детей спереди и сзади
транспортного средства должны быть установлены квадратные опознавательные знаки
желтого цвета (сторона размером 250-300 мм в зависимости от вида транспортного средства)
с красной каймой (ширина 1/10 стороны) и с черным изображением символа дорожного
знака 1.21 «Дети».
7. перевозка людей должна производиться на транспортных средствах специально
предназначенных для этой цели (автобусах). Перед началом движения автобуса водитель
должен убедиться в том, что обеспечены все условия перевозки пассажиров. Водитель
обязан начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной
остановки.
8. Число перевозимых детей не должно превышать количество посадочных мест в автобусе.
9. Скорость движения не должна превышать 60 км/час.
10. ЗАПРЕЩАЕТСЯ перевозить груз вместе с людьми, тем более с детьми, кроме ручной клади.
11. ЗАПРЕЩАЕТСЯ перевозить с людьми легковоспламеняющиеся пиротехнические средства.
12. При перевозке детей в КОЛОННЕ, обгон КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕН.
13. При мокром асфальте, при ограниченной видимости скорость движения не должна
превышать 20км/час. Интервал движения выбирается самим водителем в зависимости от
скорости движения, климатических условий, состояния транспорта.
14. Дежурному диспетчеру запрещается выдавать путевой лист без письменного заключения
врача о состоянии здоровья водителя.

15. Начальник службы эксплуатации, а в его отсутствие старший диспетчер должен лично
проинструктировать водителя о маршруте следования, о состоянии проезжей части дороги
по данному маршруту, об опасных местах и мерах предосторожности, при дальнем
следовании – о времени и местах отдыха.
16. При перевозке детей начальник эксплуатации совместно с начальником колонны должны
заблаговременно определить водителей из числа опытных, а также выделить автобус с
наименьшим сроком эксплуатации (желательно первого, второго года).
17. Начальник ОТК (механик) лично сам обязан проверить эти автобусы, их техническое
состояние. При обнаружении технической неисправности дать заявку РММ. Начальник
реммастерской лично обязан проверить устранение выявленных неисправностей и под
роспись сдать начальнику ОТК (механику).
18. При выпуске автобусов на линию для перевозки детей со сроком эксплуатации более 2х лет
главный инженер обязан сам лично проверить и дать отпуск к эксплуатации этих автобусов.
19. Начальник службы эксплуатации обязан обеспечить данные автобусы всей необходимой
экипировкой.
20. При загородном следовании автобуса начальник предприятия накануне назначает старшего
колонны. Старший колонны принимает колонну согласно указанным требованиям и несет
полную ответственность.
21. Трогаться с места разрешается при окончании посадки во все автобусы. Высадка
разрешается при полной остановке всех автобусов на месте стоянки.

СОГЛАСОВАНО
Председателем Профкома
Протокол № 01 от 31.08.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МКОУ «Волковская СОШ»
от 01.09.2016 г. № 83-О/3

ИНСТРУКЦИЯ № 5а
Оказание первой помощи пострадавшим при
дорожно-транспортном происшествии.
При дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть самые различные по характеру
тяжести травмы.
Первая медицинская помощь, оказанная правильно и своевременно на месте происшествия,
может иметь самое существенное значение для судьбы пострадавшего. Это тем более важно, что
многие дорожно-транспортные происшествия возникают на дорогах в значительном отдалении
от населенных пунктов и медицинских учреждений.
Для правильного оказания само- и взаимопомощи необходимы определенная подготовка и
навыки, а также наличие набора перевязочных материалов и медикаментов.
1. Обработка раны.
При всяком повреждении кожи и глубоколежащих тканей, необходимо обработать края раны и
наложить повязку.
1. Рану не промывать, инородные тела из раны не извлекать. Кожу по краям раны протереть
стерильным материалом, производя движения от раненой поверхности к неподвижной коже.
2. Такими же движениями смазать кожу вокруг раны йодом, рану йодом не заливать.
3. Рану закрыть стерильным материалом, не прикасаясь руками к части материала, прилежащей
к ране. Наложить повязку.
2. Остановка кровотечения из раны.
А. Артериальное (кровь ярко-алого цвета) брызжет пульсирующей струей.
1. Принять меры к остановке кровотечения давящей повязкой. Для этого на рану кладется
стерильный материал, поверх этого материала кладется туго свернутый валиком бинт или
кусочек поролона, или губчатой резины, производится тугое бинтование.
2. Если тугая повязка не помогает, накладывается резиновый жгут выше места повреждения
сосуда. При отсутствии жгута накладывается закрутка из ремня, платка и т.д., которая
затягивается и закрепляется с помощью палочки.
Жгут лучше накладывать на одежду или мягкую прокладку без складок. Жгут можно
держать не более 1,5-2 часа.
3. При очень низком кровотечении надо сразу придавить сосуд выше места кровотечения
пальцами к кости. Это даст время сориентироваться и выбрать способ остановки
кровотечения. Сосуд следует прижимать к кости большим пальцем, либо четырьмя
остальными пальцами так, чтобы они легли вдоль артерии.
4. При расположении кровоточащего сосуда в таком месте, где невозможно наложение жгута
(подмышечная область, паховая область), можно произвести остановку кровотечения путем
резкого сгибания конечности в ближайших суставах и сдавливания таким образом сосуда.
Конечность должна быть фиксирована при данном положении повязкой их косынки или
другого прочного материала.
Б. Венозное и капиллярное (струится темно-красная или сочится красная кровь).
Накладывается стерильная, умеренно давящая повязка.

3. Ушибы.
Признаки: припухлость, кровоподтек и боль, возможно некоторое ограничение движений.
Помощь – покой, холод.
4. Растяжение.
Признаки: отек, кровоподтек и сильные боли в области сустава, ограничение активных
движений в суставе.
Помощь: покой, холод. Накладывается мягкая фиксирующая повязка на голеностопный,
коленный, локтевой суставы (8-образная).
5. Вывих.
При вывихе происходит смещение суставных поверхностей, часто с разрывом суставной сумки.
Признаки: изменение формы сустава (длины конечности), резкая болезненность, особенно при
попытках движений. Активные, пассивные движения в суставе практически невозможны.
Помощь: создание полной неподвижности в суставах, как и при переломе (см. ниже). Не следует
пытаться вправить вывих!
6. Перелом.
При переломе происходит нарушение целостности кости. Обломки кости могут остаться на
месте (переломы без смещения) или смещаться. Переломы без повреждения кожи – закрытые.
При повреждении кожи пол местом перелома – открытые переломы. Основные признаки
перелома: резкая боль, припухлость, кровоподтеки. Нарушение движения в конечности при
переломах со смещением – деформация конечностей. Возможно появление хруста в месте
перелома, ненормальной подвижности, но специально эти признаки выявлять не следует. Ряд
признаков перелома сходные с признаками ушиба и растяжения. При малейшем подозрении на
перелом, помощь должна быть такой же, как при явном переломе.
1. Помощь при переломе конечности. Перелом не вправлять! При открытом переломе костные
обломки не трогать. Наложить стерильную повязку (см. раздел «Раны»). Главнее –
обеспечение полной неподвижности поврежденных костей. Для этого к пострадавшей
конечности прикрепляется с помощью бинта, косынки или других подручных средств
специальная транспортная шина, доска, лыжа, палка, металлическая пластинка и т.п. Шина
или подручное средство должны быть наложены таким образом, чтобы захватить суставы,
находящиеся выше или ниже места перелома. Сломанная конечность может быть
фиксирована к здоровой конечности (нога) или туловищу (рука).
2. Помощь при переломах ключицы, лопатки. Подвесить руку на косынку, то же следует после
фиксации перелома кисти, предплечья.
3. Помощь при переломах таза и позвоночника! Основные признаки: боли в области таза,
позвоночника, нередко ограничение движений в конечностях. Опасность при неоказании
помощи: повреждение внутренних органов, шок, повреждение спинного мозга.
Основная помощь: уложить пострадавшего в горизонтальное положение на спину, на
твердую гладкую поверхность. При болях в шейном отделе позвоночника – закрепить голову
и шею путем обкладывания их по бокам какими-либо мягкими предметами. При
перекладывании пострадавшего – фиксировать голову и шею.
7. Перелом челюсти.
Признаки: сильная боль, припухлость, возможность кровотечения изо рта или носа. Помощь:
пращевидная повязка, идущая через подбородок и прижимающая нижнюю челюсть к верхней.
При потере сознания пострадавшего – положение на боку.
8. Черепно-мозговая травма.
К ней относятся сотрясение и ушиб мозга, перелом костей черепа.
1. Признаки мозга: кратковременная потеря сознания, головная боль, головокружение,
тошнота, общая слабость. Первая помощь: лежачее положение, транспортировка в лежачем
положении. При ушибе мозга возможна длительная потеря сознания, рвота и состояние
потери сознания с попаданием рвотных масс в дыхательные пути, западание языка, что
затрудняет дыхание. Помощь для предотвращения попадания в дыхательные пути рвотных
масс, а также крови и уменьшения западания языка (при отсутствии перелома таза):
больного следует уложить на бок, подложив под голову что-нибудь таким образом, чтобы
голова не свешивалась, но и не была приподнята (см. ниже раздел «Нарушение дыхания»).
2. Перелом черепа может по своим признакам не отличиться от сотрясения или ушиба мозга,
но в ряде случаев проявляется наличием раны в области перелома, незначительным или

9.
1.

2.

-

3.

обильным истечением крови или прозрачной жидкости из носа, рта или уха. Помощь та же,
что и при ушибе мозга: на рану наложить стерильную повязку.
Состояния, непосредственно угрожающие жизни.
Шок. Возникает при тяжелых повреждениях, сопровождающихся сильным болевым
раздражением. Предупреждение: исключение повторных болевых раздражителей вследствие
перекладывания, движений в сломанных конечностях к т.п., прочная фиксация перелома.
Помощь: создать покой, дать пострадавшему анальгин или пирамидон, при холодной погоде
– согревание пострадавшего.
Нарушение дыхания. Могут быть вследствие западания языка закупорки дыхательных путей
инородными телами: рвотными массами, кровью, слизью, водой, а также вследствие
остановки дыхания. Признаки остановки дыхания: отсутствие видимых дыхательных
движений, пострадавший может синеть или бледнеть.
Помощь при закупорке дыхательных путей: марлей или чистой тряпочкой, намотанной на
палец, или инструментом очистить рот и более глубокие отделы глотки от инородных тел,
повернуть голову или всего пострадавшего на бок. При западании языка можно ввести
резиновую плотную трубку диаметром 1-1,5 см и специальный воздуховод по пальцу за
корень языка на 1-2 см.
ВНИМАНИЕ: - при очистке рта и введении трубки с помощью пальца контролировать
положение языка, чтобы не протолкнуть его в глубину;
при очистке рта и глотки следить за тем, чтобы не оставить в глотке тряпочку или марлю.
Помощь при остановке дыхания. Производится искусственное дыхание «рот в рот» или
через вышеуказанную трубку. При проведении искусственного дыхания нос пострадавшего
следует зажать. Искусственное дыхание у детей проводится сразу через нос и рот. С
гигиеническими целями можно на рот пострадавшего положить марлевую салфетку.
Техника искусственного дыхания «рот в рот» или через дыхательную трубку. Проводящий
искусственное дыхание после достаточно глубокого вдоха прижимает свой рот ко рту
пострадавшего или берет в рот дыхательную трубку и делает энергичный выдох. При этом
надо следить, чтобы воздух не выходил изо рта пострадавшего. Выход происходит
самостоятельно, частота искусственного дыхания 14 – 18 раз в минуту.
Остановка сердца. Признаки: исчезновение пульса, бледность кожных покровов,
одновременно остановка дыхания. Помощь – непрямой массаж сердца. Пострадавшего
укладывают на спину, на твердую поверхность, удобнее – на высоте обеденного стола.
Оказывающий помощь становится слева, кладет левую ладонь на нижний конец грудины и с
силой сдавливает грудную клетку строго вертикально, дополнительно нажимая на левую
руку правой. Подобные сдавливания производятся60 раз в минуту, грудная клетка
сдавливается на 3-4 см. одновременно производится искусственное дыхание. Если помощь
оказывается одним человеком, то на каждые 4-5 сдавливаний производится 1 вдох.
При эффективности этого мероприятия появляется пульс, уменьшается бледность,
суживаются зрачки и, наконец, восстанавливается самостоятельная деятельность сердца.
Это мероприятие особенно важно при электротравме, в случаях, если пострадавший тонул.

СОГЛАСОВАНО
Председателем Профкома
Протокол № 01 от 31.08.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МКОУ «Волковская СОШ»
от 01.09.2016 г. № 83-О/3

ИНСТРУКЦИЯ № 1 – РТИ
водителю автобуса, осуществляющего перевозку детей
Общие положения
К перевозке детей до 16 лет допускаются высококвалифицированные водители с
непрерывным стажем работы на автобусе последние 3 года, не имеющие нарушений трудовой и
транспортной дисциплины за данный период.
Для перевозки детей выделяются технически исправные автобусы с наименьшими
сроками эксплуатации из числа имеющихся. Технические требования к оборудованию
автобусов, предназначенным для перевозки детей предъявлены ГОСТом 51 160-98, введенным
в действие с 01.01.99 г. При постоянной перевозке детей на наружных боковых сторонах
кузова, а также спереди и сзади автобуса наносятся контрастные надписи «Дети» прямыми
прописными буквами высотой не менее 25см и толщиной, равной 1/10 ее высоты.
Автобус укомплектовывается двумя медицинскими аптечками, двумя огнетушителями и
двумя противооткатными упорами.
Перевозка детей может осуществляться как одиночными автобусами, так и автоколоннами
в светлое время суток с включенным ближним светом фар со скоростью не превышающей 60
км/час. В организованные колонны с детьми выделяются медицинские работники.
На всех автобусах во время движения должны быть закрыты все стекла салона, на
ветровом и заднем стеклах установлены специальные таблички в соответствии с требованиями
ПДД.
При построении колонны автобусы, управляемые менее опытными водителями, должны
ставиться за ведущим автобусом.
Движение в составе автобусной колонны требует от каждого водителя особой
внимательности и дисциплинированности. Внезапная остановка впереди идущего автобуса и
несоблюдение дистанции приводят к столкновениям.
Дистанция между автобусами в колонне выбирается водителем в зависимости от погоднодорожных условий.
Минимальная безопасная дистанция между автотранспортными средствами не должна
быть меньше половины численной величины скорости автобуса. На скользкой дороге, спусках,
подъемах дистанция увеличивается вдвое.
На крутые подъемы можно въезжать только тогда, когда впереди идущий автобус
достигнет вершины подъема.
Выход автобуса из колонны разрешается в случае вынужденной остановки, после
необходимых мер предосторожности к внезапной остановке.
После устранения неисправности водитель автобуса должен продолжать движение
самостоятельно, догонять ушедшую вперед автоколонну путем превышения установленной
скорости категорически запрещается.
При отсутствии сопровождения колонны патрульными автомобилями ГИБДД, автобусы
должны отправляться поодиночно, с небольшим интервалом времени.
Не рекомендуется перевозка детей одиночными автобусами на загородных дорогах при
температуре окружающего воздуха ниже –30 ºС.

При температуре окружающего воздуха –40 ºС и ниже перевозка детей вне населенных
пунктов запрещается.
Количество детей не должно превышать число мест для сидения в автобусе. Для общего
руководства по перевозке детей от заказчиков в каждый автобус назначаются не менее двух
сопровождающих лиц (из числа взрослых лиц). Кроме того, для сопровождения детей,
перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.
Права и обязанности водителя автобуса
Водитель автобуса имеет право отказаться от перевозки детей в случаях:
- если он не ознакомлен с особенностями маршрута перевозки детей или заранее знает об
угрожающем состоянии отдельных участков дорог, мостов, плотин, путепроводов и др.
искусственных сооружений;
- если заранее знает, что у автобуса имеются неисправности, из-за которых может произойти
аварийная поломка в пути следования.
Водитель имеет право немедленно прекратить движение в случаях, когда имеется реальная
угроза жизни и здоровью детей.
Водитель обязан
В совершенстве знать порядок временного прекращения движения автобусов из-за сложных
погодно-дорожных условий, порядок экстренной эвакуации пассажиров из автобуса в
аварийных ситуациях, а также обязанности, возложенные на сопровождающих лиц,
ответственных за перевозку детей.
Перед началом перевозки ознакомиться с требованиями Инструкций № 1 – РТИ, № 2 – РТИ под
роспись в специальном журнале.
Тщательно осмотреть автобус, обратив особое внимание на состояние тормозной системы,
рулевого управления, световых приборов, шин колес, проверить экипировку и комплектность
автобуса.
Предъявить транспортное средство для проверки техническим работникам предприятия, а по
требованию и работникам ГИБДД.
Перед началом перевозки ознакомить сопровождающих лиц и Инструкцией № 2 – РТИ под
роспись каждого в путевом листе, потребовать отметки в нем фактического времени
отправления с начального (конечного) пункта.
Проверить количество детей, находящихся в автобусе, проконтролировать проведение
сопровождающими лицами соответствующего инструктажа детей.
Во время перевозки детей немедленно прекратить движение в случаях, когда это угрожает
безопасной перевозке детей:
- при стихийных явлениях, резких изменениях погодно-климатических условий (густой туман,
град, ливень, метель, обильный снегопад, пыльная буря и др. явления), когда видимость из
кабины водителя в светлое или темное время суток при дальнем свете фар составляет менее
50 метров;
- прекратить движение в гололед или при скорости ветра 25 м/сек и более, а также по дороге
покрытой водой или снегом, если водитель четко не видит ее границ.
По окончании перевозки детей немедленно доложить руководству о всех нарушениях,
допущенных по вине сопровождающих лиц, ответственных за перевозку детей.
Водителю запрещается
Выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним
ходом.
Управлять автобусом в нетрезвом или болезненном состоянии, в состоянии утомления, если это
может поставить под угрозу перевозку детей, а также под воздействием лекарственных
препаратов, снижающих реакцию и внимание.
Самостоятельно изменять установленный маршрут перевозки детей.
Перевозить в автобусе детей сверх предусмотренного количества мест для сидения.
Превышать установленную скорость движения.

СОГЛАСОВАНО
Председателем Профкома
Протокол № 01 от 31.08.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МКОУ «Волковская СОШ»
от 01.09.2016 г. № 83-О/3

Инструкция № 2-РТИ
(дополненная и переработанная)
для сопровождающих лиц, ответственных за перевозку детей.
Права сопровождающих лиц.
Сопровождающие лица имеют право требовать от водителя:
1. Неукоснительное выполнение требований настоящей Инструкции и Правил дорожного
движения, соблюдение установленного скоростного режима движения и маршрута следования;
2. Немедленное прекращение движения, когда это угрожает безопасной перевозке детей
(стихийные бедствия природного характера, резкие изменения погодно-климатических условий:
густой туман, ливень, метель, обильный снегопад, пыльная буря, когда видимость из кабины
водителя в светлое или темное время суток при дальнем свете фар, составляет менее 50 метров,
прекращение движения по дороге покрытой водой или снегом, когда водитель четко не видит еѐ
границ, также в гололед или при скорости ветра более 25 м/сек.
Обязанности сопровождающих лиц.
Перед началом перевозки сопровождающие лица обязаны:
1. Ознакомиться с требованиями настоящей Инструкции под роспись в путевом листе
водителя с краткой записью: «С Инструкцией № 2-РТИ ознакомлен (а), указание своей
должности и фамилии, а также проставить в путевом листе фактическое время с
начального (конечного) пункта маршрута;
2. Уточнить с водителем предполагаемый маршрут перевозки, средства оповещения
водителя во время движения, при необходимости наметить места остановок для отдыха,
принятия пищи и других целей;
3. Следить за посадкой (высадкой) детей из автобуса, исключив случаи выхода их на
проезжую часть дороги;
4. Проинструктировать детей о правилах поведения во время перевозки (предотвратить
хождения детей по салону автобуса во время движения, обеспечить сохранность оборудования и
чистоту в автобусе и т.д.);
5. При проведении ремонта автобуса в пути следования высадить детей и удалить на
безопасное место или отправить попутными автобусами;
6. В случае дорожно-транспортного происшествия принять меры к эвакуации детей из
автобуса через все имеющиеся двери и аварийные люки, четко выполняя команду водителя,
исключив возможную панику;
7. После эвакуации детей при необходимости, до прибытия скорой помощи вместе с
водителем оказать пострадавшим первую доврачебную помощь;
8. Обо всех нарушениях требований данной Инструкции сопровождающие лица должны
немедленно сообщать своему руководителю предприятия, который в свою очередь обязан
сообщать в областное отделение Ространсинспекции и местное ГИБДД, поставив в
известность руководителя предприятия, выделившего для перевозки детей автобус.
Общие положения

Для перевозки детей выделяются технически исправные автобусы с наименьшими сроками
эксплуатации из числа имеющихся. К перевозке детей допускаются высококвалифицированные
водители с непрерывным стажем работы на автобусе последние 3 года.
Для общего руководства по перевозке детей от заказчиков назначается ответственное лицо,
кроме того, в каждый автобус – не менее двух сопровождающих (из числа взрослых лиц). При
сопровождении колонны автобусов от автопредприятия-перевозчика также назначается
ответственное лицо и выделяются медицинские работники.
Заявки по выделению автобусов для перевозки детей и подростков автотранспортными
предприятиями принимаются не позднее 3-х дней до начала перевозок.
В заявках указывается количество перевозимых детей и фамилии сопровождающих лиц.
Количество детей не должно превышать число мест для сидения в автобусе.
Перед выездом автобус, выделяемый для перевозки детей, тщательно осматривается
техническими работниками предприятия.
Об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей заказчиками или
перевозчиками обязательно уведомляются органы ГИБДД. В заявке на перевозке органом
ГИБДД делается специальная отметка и проставляется печать. Заявки на сопровождение
колонны автобусов с детьми (более 3-х единиц) подаются в подразделение ГИБДД не менее чем
за 10 дней.
Перевозка детей осуществляется в светлое время суток со скоростью, не превышающей 60
км/час. Не рекомендуется перевозка детей одиночными автобусами на загородных дорогах при
температуре окружающего воздуха ниже 30 градусов по Цельсию. При температуре – 40
градусов по Цельсию и ниже перевозка детей вне населенных пунктов запрещена.
Утверждена постановлением комиссии по обеспечению безопасного дорожного
движения правительства Свердловской области от 01.10.1999 года №-9.
С инструкцией ознакомлены:

СОГЛАСОВАНО
Председателем Профкома
Протокол № 01 от 31.08.2016 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом директора
МКОУ «Волковская СОШ»
от 01.09.2016 г. № 83-О/3

Инструкция № 6а
Порядок экстренной эвакуации пассажиров
при дорожно-транспортных происшествиях
для водителей автобусов, занятых на перевозке пассажиров.
При возникновении дорожно-транспортного происшествия, угрожающего жизни
и здоровью пассажиров, ответственность за обеспечение их экстренной эвакуации из
салона автобуса возлагается на водителя.
Водитель автобуса обязан:
 остановить автобус, затормозить его ручным тормозом, без промедления
выключить двигатель и открыть все двери салона;
 руководить эвакуацией пассажиров из салона автобуса; дать команду
пассажирам, исходя из степени угрожающей опасности о порядке
эвакуации из автобуса, создающем наиболее благоприятные условия и
исключающем панику;
Для пассажиров автобуса команда об эвакуации должна предусматривать:
 разделение пассажиров, начиная с середины салона, на две группы и
направление выхода для каждой группы через ближайшую дверь;
 первоочередной выход пассажиров, находящихся в накопительных
площадках и в проходах между сиденьями;
 выход пассажиров, получивших травму, инвалидов и пассажиров с детьми;
 выход остальных пассажиров;
Для пассажиров автобусов, имеющих только один выход, команда об эвакуации
должна предусматривать первоочередной выход пассажиров, получивших травму,
инвалидов и пассажиров с детьми, а затем выход пассажиров, начиная с задних мест
салона автобуса.
В случаях, когда по характеру дорожно-транспортного происшествия
(опрокидывание автобуса, пожар в салоне и др.) отсутствует возможность открыть
двери или эвакуация через двери не обеспечивает спасения всех пассажиров,
водитель автобуса:
 дает команду пассажирам открыть люки, вынуть из креплений окон
имеющиеся специальные молоточки, разбивать ими стекла и проводить эвакуацию из
салона через люки, оконные проемы, оказывая друг другу всевозможную помощь;
 в случае,
если автобус не оборудован специальными молоточками,
передает пассажирам наличные средства для уничтожения стекол, оконных проемов
салона (молотки, монтировки, гаечные ключи и др.)

 лично участвует в эвакуации пассажиров из автобуса;
 организует по окончании эвакуации пассажиров оказание пострадавшим
и вызов «Скорой медицинской помощи» - или отправку их в ближайшее лечебное
учреждение и использует для этих целей все наличные на месте происшествия и
проходящие мимо транспортные средства;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».