МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежном ш . ш тики Свердловской области Муниципальное образование городской округ Богданович МАОУ "Волковская СОШ" РАССМОТРЕНО Педагогическим советом Протокол Ш 1 от «28» августа 2024 г Зам ш> УВР Колмогорцева О. А от «28» августа 2024 г. Ври© директора МАОУ ВгакрвсйдаСОШ? l&fCf <о/ I Чистякова В.Ж. Приказ № 46/3-0 '/"• / от «30» августа'2024 г ,/ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного иредмета «География» для обу чающихся 6-9 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Волковская средняя общеобразовательная школа», утвержденной приказом руководителя МАОУ «Волковская СОШ» Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественнонаучного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии. Общая характеристика предмета «География» Содержание учебного предмета "География" позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. В соответствии с требованиями Стандарта предметом оценки освоения обучающимися АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов, которые применительно к изучению географии должны быть представлены в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий. Цели изучения предмета «География» Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде. Задачами изучения географии являются: формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей; формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф; овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Место учебного предмета «География» в учебном плане Программа учебного курса «География» рассчитана на 6-9 классы. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «География» изучается в течение четырех лет по 2 часа в неделю. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» 1. Начальный курс физической географии. Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические сведения о своей местности и труде населения. Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования им. Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование. Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения. План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России. Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля - планета. Освоение космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России. Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России. 2. География России. Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России. Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России, его размещение. Народы России. Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. 3. География материков и океанов. Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. 4. Государства Евразии. Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия. Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Личностные результаты К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 14) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты Минимальный уровень: представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; нахождение в различных источниках и анализ географической информации; применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своего родного края. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № Наименование разделов и п/п тем программ Введение Ориентирование на местности 3 Формы поверхности Земли 4 Вода на Земле 5 План и карта 6 Земной шар 7 Карта России 8 Повторение начального курса физической географии ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 2 7 КЛАСС № Наименование разделов и п/п тем программ Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) 2 Природные зоны России. Введение 3 Зона арктических пустынь 4 Зона тундры 5 Лесная зона 6 Зона степей 7 Зона полупустынь и пустынь 8 Зона субтропиков 9 Высотная поясность в горах 10 Обобщающий урок по географии России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 5 5 0 0 2,5 0,5 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 4 0 1,5 Библиотека ЦОК 10 9 14 19 2 0 0 0 0 0 5,5 4,5 7 11 0 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 68 0 29,5 Всего Количество часов Контрольные Практические работы работы 11 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК 2 0 0 Библиотека ЦОК 5 0 0 Библиотека ЦОК 8 18 8 7 0 0 0 0 0 0 0 0 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 3 5 0 0 0 0 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 1 0 0 68 0 0 Всего Количество часов Контрольные Практические работы работы 8 КЛАСС № Наименование разделов и п/п тем программ Введение Мировой океан Материки и части света Африки 4 Австралия 5 Антарктида 6 Америка 7 Северная Америка 8 Южная Америка 9 Евразия 10 Обобщающий урок по курсу «География материков и океанов» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 9 КЛАСС № Наименование разделов и п/п тем программ Государства Евразии Западная Европа Южная Европа Северная Европа Восточная Европа Обобщающий урок «Европейские государства» 7 Азия. Центральная Азия 8 Юго-Западная Азия 9 Южная Азия 10 Восточная Азия 11 Обобщающий урок «Государства Азии» 12 Россия 13 Обобщающий урок по курсу: «География материков и океанов» 14 Свой край 15 Контрольно-учетный урок ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 5 12 0 0 0 0 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 8 6 1 9 12 13 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 68 0 0 Всего 1 2 3 1 2 3 4 5 6 Количество часов Контрольные Практические работы работы 1 6 3 3 11 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 5 7 1 7 1 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 5 1 0 0 0 0 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 15 1 0 1 0 0 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК 68 1 0 Всего Количество часов Контрольные Практические работы работы ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Тема урока Географическое положение России на карте мира Европейская и азиатская части России Административное деление России Разнообразие рельефа Полезные ископаемые, их основные месторождения Климат России Водные ресурсы России, их использование Население России. Народы России Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли Сельское хозяйство, его отрасли Транспорт Экономическое развитие европейской и азиатской частей России Размещение природных зон на территории России Карта природных зон России Зона арктических пустынь. Положение на карте Зона арктических пустынь. Климат Зона арктических пустынь. Растительный и животный мир Зона арктических пустынь. Население и его основные занятия Северный морской путь Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые Климат. Водоемы тундры Зона тундры. Растительный мир Животный мир тундры Зона тундры. Хозяйство. Население и его основные занятия Города: Мурманск, Архангельск Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь Количество часов Дата Электронные цифровые Всего Контрольные Практические изучения образовательные работы работы ресурсы 1 0309 1 03.09 1 10.09 1 10.09 1 17.09 1 17.09 1 24.09 1 24.09 1 01.10 1 01.10 1 08.10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 08.10 15.10 15.10 22.10 22.10 05.11 05.11 12.11 12.11 19.11 19.11 26.11 26.11 03.12 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые Лесная зона. Климат Лесная зона. Реки, озера, каналы Растительный мир. Хвойные леса (тайга) Смешанные и лиственные леса Лесная зона. Животный мир Пушные звери Значение леса Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское хозяйство Центральной России Города Центральной России Особенности развития хозяйства Северо-Западной России Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск Города Северо-Западной России: Новгород, Псков, Калининград Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний Восток Заповедники и заказники лесной зоны Обобщающий урок по лесной зоне Зона степей. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки Зона степей. Растительный мир Зона степей. Животный мир Зона степей. Хозяйство. Население и его основные занятия Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар Охрана природы зоны степей Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые Зона полупустынь и пустынь. Климат. Реки Зона полупустынь и пустынь. Растительный мир 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 03.12 10.12 10.12 17.12 17.12 24.12 24.12 14.01 14.01 21.01 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21.01 28.01 28.01 04.02 04.02 11.02 11.02 18.02 18.02 25.02 25.02 04.03 04.03 11.03 11.03 18.03 18.03 01.04 1 1 01.04 08.04 Зона полупустынь и пустынь. Животный мир Хозяйств. Население и его основные занятия Города зоны полупустынь и пустынь Обобщающий урок по зоне пустынь и полупустынь Зона субтропиков. Положение на карте Курортное хозяйство. Население и его основные занятия Города-курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск. Ялта. Алушта 63 Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат 64 Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа 65 Города и экологические проблемы Урала 66 Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города 67 Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города 68 Обобщающий урок по географии России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 56 57 58 59 60 61 62 1 1 1 1 1 1 1 08.04 15.04 15.04 22.04 22.04 29.04 29.04 1 06.05 1 1 1 06.05 13.05 13.05 1 20.05 1 68 20.05 0 0 8 КЛАСС № п/п Тема урока 1 Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света на глобусе и карте 1 2 3 4 5 6 7 8 Атлантический океан Северный Ледовитый океан 1 1 1 1 1 1 1 Тихий океан Индийский океан Современное изучение Мирового океана Африка. Географическое положение Разнообразие рельефа, климат, реки и озера Количество часов Всего Контрольные Практические работы работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Природные зоны. Растительный мир тропических лесов Животный мир тропических лесов Растительный мир саванн Животный мир саванн Растительный и животный мир пустынь Население и государства Государства Африки: Египет, Эфиопия Государства Африки: Танзания, Демократическая Республика Конго Государства Африки Египет, ЮАР Обобщающий урок по теме «Африка» Австралия. Географическое положение Разнообразие рельефа, климат, реки и озера Растительный мир Животный мир Население Австралии Австралийский Союз Океания. Остров Новая Гвинея Обобщающий урок по теме «Австралия» Географическое положение. Антарктика Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Разнообразие рельефа, климат Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы Современные исследования Антарктиды Обобщающий урок по теме «Антарктида» Открытие Америки Географическое положение Северной Америки Разнообразие рельефа, климат Реки и озера Северной Америки Растительный и животный мир Население и государства Северной Америки. Соединенные Штаты Америки Канада 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Мексика. Куба Обобщающий урок по теме «Северная Америка» Географическое положение Южной Америки Разнообразие рельефа, климат Реки и озера Южной Америки Растительный мир тропических лесов Животные тропического леса Растительный мир саванн степей полупустынь и горных районов Животный мир саванн, степей, полупустынь, пустынь Население и государства Государства Южной Америки: Бразилия Государства Южной Америки: Аргентина Государства Южной Америки: Перу Обобщающий урок по теме «Южная Америка» Географическое положение Евразии Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова Очертание берегов Евразии Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии Климат Евразии Реки и озера Европы Реки и озера Азии Растительный и животный мир Европы Растительный и животный мир Азии Население Евразии Культура и быт народов Евразии Обобщающий урок по теме «Евразия» Обобщающий урок по курсу «География материков и океанов» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 68 0 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Лифанов Т.М. География. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида: с прил. Лифанов Т.М. География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил. Лифанов Т.М. География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил. Лифанов Т.М. География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы: с прил. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Шевырёва Т.В. Биология. Методические рекомендации 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОР