АРП География 6-9 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежном ш . ш тики Свердловской области
Муниципальное образование городской округ Богданович
МАОУ "Волковская СОШ"

РАССМОТРЕНО
Педагогическим
советом
Протокол Ш 1
от «28» августа 2024 г

Зам

ш> УВР
Колмогорцева О. А
от «28» августа 2024 г.

Ври© директора МАОУ

ВгакрвсйдаСОШ?
l&fCf <о/
I
Чистякова В.Ж.
Приказ № 46/3-0 '/"• /
от «30» августа'2024 г ,/

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного иредмета «География»
для обу чающихся 6-9 классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена на основе
адаптированной основной образовательной программы обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения «Волковская средняя общеобразовательная школа»,
утвержденной приказом руководителя МАОУ «Волковская СОШ»
Учебный предмет «География» относится к предметной области «Естествознание» и
является обязательной частью учебного плана.
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественнонаучного знания. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное
экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится
тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и
общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется образовательное,
развивающее и воспитательное значение географии.
Общая характеристика предмета «География»
Содержание учебного предмета "География" позволяет формировать широкий спектр
видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы,
объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
В соответствии с требованиями Стандарта предметом оценки освоения обучающимися
АООП должно быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов,
которые применительно к изучению географии должны быть представлены в тематическом
планировании в виде конкретных учебных действий.
Цели изучения предмета «География»
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания
и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных,
социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям
окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и
социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной
жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами картографической грамотности и использование элементарных
практических умений и приемов использования географической карты для получения
географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных
воздействий.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
Программа учебного курса «География» рассчитана на 6-9 классы.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«География» изучается в течение четырех лет по 2 часа в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
1. Начальный курс физической географии.
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические
сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила
пользования им.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы,
горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды.
Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря.
Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от
загрязнения.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта.
Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля - планета.
Освоение космоса. Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая
карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные
путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от
погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте
полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России.
Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России.
Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России.
2. География России.
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России
на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России.
Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы
климата в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические
проблемы. Численность населения России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи.
Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах.
3. География материков и океанов.
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан.
Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение.
Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия:
географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки
и озера, природа материка, население и государства.
4. Государства Евразии.
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа,
Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия.
Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные
ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности.
Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края.
Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности.
Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и
культурные памятники нашего края.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
Личностные результаты
К личностным результатам освоения АООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными
компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной
организации; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представление об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование
условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте
при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте;
выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и
явлений;
сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
применение элементарных практических умений и приемов работы с географической
картой для получения географической информации;
ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды,
оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
нахождение в различных источниках и анализ географической информации;

применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы;
называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников
своего родного края.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ Наименование разделов и
п/п
тем программ
Введение
Ориентирование на
местности
3
Формы поверхности
Земли
4
Вода на Земле
5
План и карта
6
Земной шар
7
Карта России
8
Повторение начального
курса физической
географии
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
2

7 КЛАСС
№ Наименование разделов и
п/п
тем программ
Особенности природы и
хозяйства России (общая
характеристика)
2
Природные зоны
России. Введение
3
Зона арктических
пустынь
4
Зона тундры
5
Лесная зона
6
Зона степей
7
Зона полупустынь и
пустынь
8
Зона субтропиков
9
Высотная поясность в
горах
10 Обобщающий урок по
географии России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1

5
5

0
0

2,5
0,5

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

4

0

1,5

Библиотека ЦОК

10
9
14
19
2

0
0
0
0
0

5,5
4,5
7
11
0

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

68

0

29,5

Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

11

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК

2

0

0

Библиотека ЦОК

5

0

0

Библиотека ЦОК

8
18
8
7

0
0
0
0

0
0
0
0

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

3
5

0
0

0
0

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

1

0

0

68

0

0

Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

8 КЛАСС
№ Наименование разделов и
п/п
тем программ
Введение
Мировой океан
Материки и части света
Африки
4
Австралия
5
Антарктида
6
Америка
7
Северная Америка
8
Южная Америка
9
Евразия
10 Обобщающий урок по
курсу «География
материков и океанов»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

9 КЛАСС
№ Наименование разделов и
п/п
тем программ
Государства Евразии
Западная Европа
Южная Европа
Северная Европа
Восточная Европа
Обобщающий урок
«Европейские
государства»
7
Азия. Центральная Азия
8
Юго-Западная Азия
9
Южная Азия
10 Восточная Азия
11 Обобщающий урок
«Государства Азии»
12 Россия
13 Обобщающий урок по
курсу: «География
материков и океанов»
14 Свой край
15 Контрольно-учетный
урок
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1
5
12

0
0
0

0
0
0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

8
6
1
9
12
13
1

0
0
0
0
0
0
0

0
0
0
0
0
0
0

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

68

0

0

Всего

1
2
3

1
2
3
4
5
6

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

1
6
3
3
11
1

0
0
0
0
0
0

0
0
0
0
0
0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

5
7
1
7
1

0
0
0
0
0

0
0
0
0
0

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

5
1

0
0

0
0

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

15
1

0
1

0
0

Библиотека ЦОК
Библиотека ЦОК

68

1

0

Всего

Количество часов
Контрольные
Практические
работы
работы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Тема урока

Географическое положение России на карте мира
Европейская и азиатская части России
Административное деление России
Разнообразие рельефа
Полезные ископаемые, их основные месторождения
Климат России
Водные ресурсы России, их использование
Население России. Народы России
Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли
Сельское хозяйство, его отрасли
Транспорт Экономическое развитие европейской и азиатской частей
России
Размещение природных зон на территории России
Карта природных зон России
Зона арктических пустынь. Положение на карте
Зона арктических пустынь. Климат
Зона арктических пустынь. Растительный и животный мир
Зона арктических пустынь. Население и его основные занятия
Северный морской путь
Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые
Климат. Водоемы тундры
Зона тундры. Растительный мир
Животный мир тундры
Зона тундры. Хозяйство. Население и его основные занятия
Города: Мурманск, Архангельск
Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь

Количество часов
Дата
Электронные
цифровые
Всего Контрольные Практические изучения
образовательные
работы
работы
ресурсы
1
0309
1
03.09
1
10.09
1
10.09
1
17.09
1
17.09
1
24.09
1
24.09
1
01.10
1
01.10
1
08.10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

08.10
15.10
15.10
22.10
22.10
05.11
05.11
12.11
12.11
19.11
19.11
26.11
26.11
03.12

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры
Лесная зона. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
Лесная зона. Климат
Лесная зона. Реки, озера, каналы
Растительный мир. Хвойные леса (тайга)
Смешанные и лиственные леса
Лесная зона. Животный мир
Пушные звери
Значение леса
Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность
и сельское хозяйство Центральной России
Города Центральной России
Особенности развития хозяйства Северо-Западной России
Города Северо-Западной России: Санкт-Петербург, Архангельск
Города Северо-Западной России: Новгород, Псков, Калининград
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Заповедники и заказники лесной зоны
Обобщающий урок по лесной зоне
Зона степей. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки
Зона степей. Растительный мир
Зона степей. Животный мир
Зона степей. Хозяйство. Население и его основные занятия
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар
Охрана природы зоны степей
Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте. Рельеф. Полезные
ископаемые
Зона полупустынь и пустынь. Климат. Реки
Зона полупустынь и пустынь. Растительный мир

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

03.12
10.12
10.12
17.12
17.12
24.12
24.12
14.01
14.01
21.01

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21.01
28.01
28.01
04.02
04.02
11.02
11.02
18.02
18.02
25.02
25.02
04.03
04.03
11.03
11.03
18.03
18.03
01.04

1
1

01.04
08.04

Зона полупустынь и пустынь. Животный мир
Хозяйств. Население и его основные занятия
Города зоны полупустынь и пустынь
Обобщающий урок по зоне пустынь и полупустынь
Зона субтропиков. Положение на карте
Курортное хозяйство. Население и его основные занятия
Города-курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город
Новороссийск. Ялта. Алушта
63 Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные
ископаемые. Климат
64 Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа
65 Города и экологические проблемы Урала
66 Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его
основные занятия. Города
67 Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные
занятия. Города
68 Обобщающий урок по географии России
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
56
57
58
59
60
61
62

1
1
1
1
1
1
1

08.04
15.04
15.04
22.04
22.04
29.04
29.04

1

06.05

1
1
1

06.05
13.05
13.05

1

20.05

1
68

20.05
0

0

8 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света
на глобусе и карте

1

2
3
4
5
6
7
8

Атлантический океан
Северный Ледовитый океан

1
1
1
1
1
1
1

Тихий океан
Индийский океан

Современное изучение Мирового океана
Африка. Географическое положение
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера

Количество часов
Всего Контрольные Практические
работы
работы

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Природные зоны. Растительный мир тропических лесов
Животный мир тропических лесов
Растительный мир саванн
Животный мир саванн

Растительный и животный мир пустынь
Население и государства
Государства Африки: Египет, Эфиопия
Государства Африки: Танзания, Демократическая Республика Конго
Государства Африки Египет, ЮАР
Обобщающий урок по теме «Африка»
Австралия. Географическое положение
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера
Растительный мир
Животный мир
Население Австралии
Австралийский Союз
Океания. Остров Новая Гвинея
Обобщающий урок по теме «Австралия»

Географическое положение. Антарктика
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями
Разнообразие рельефа, климат
Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы

Современные исследования Антарктиды
Обобщающий урок по теме «Антарктида»

Открытие Америки
Географическое положение Северной Америки
Разнообразие рельефа, климат
Реки и озера Северной Америки
Растительный и животный мир
Население и государства Северной Америки.
Соединенные Штаты Америки
Канада

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Мексика. Куба
Обобщающий урок по теме «Северная Америка»
Географическое положение Южной Америки
Разнообразие рельефа, климат
Реки и озера Южной Америки
Растительный мир тропических лесов
Животные тропического леса
Растительный мир саванн степей полупустынь и горных районов
Животный мир саванн, степей, полупустынь, пустынь
Население и государства
Государства Южной Америки: Бразилия
Государства Южной Америки: Аргентина
Государства Южной Америки: Перу

Обобщающий урок по теме «Южная Америка»
Географическое положение Евразии
Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и
Атлантического океанов. Острова и полуострова
Очертание берегов Евразии Моря Тихого и Индийского океанов.
Острова и полуострова
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии
Климат Евразии
Реки и озера Европы
Реки и озера Азии
Растительный и животный мир Европы
Растительный и животный мир Азии
Население Евразии
Культура и быт народов Евразии
Обобщающий урок по теме «Евразия»
Обобщающий урок по курсу «География материков и океанов»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
 Лифанов Т.М. География. 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида: с прил.
 Лифанов Т.М. География. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы: с прил.
 Лифанов Т.М. География. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы: с прил.
 Лифанов Т.М. География. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы: с прил.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Шевырёва Т.В. Биология. Методические рекомендации 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».