2.6. Куратор
сотрудник
школы,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который
отвечает за организацию программы наставничества.
2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в школе.
2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную
связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится
опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент,
организует стажировки и т.д.).
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала
личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной
самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий
для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 6 лет, педагогических
работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов
МАОУ «Волковская СОШ».
3.2. Основными задачами школьного наставничества являются:
разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой
модели;
разработка и реализация программ наставничества;
реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества;
осуществление
персонифицированного
учета
обучающихся,
молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе;
формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Организационные основы наставничества
4.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель
директора школы по учебно – воспитательной работе.
4.3. Куратор Целевой модели наставничества назначается приказом директора школы.
4.4. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя
базами: базой наставляемых и базой наставников.
4.5. Формирование
баз наставников и наставляемых осуществляется директором
школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы,
располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих
участников программы.
4.6. Наставляемым могут быть обучающиеся:
проявившие выдающиеся способности;
демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
с ограниченными возможностями здоровья;
попавшие в трудную жизненную ситуацию;
имеющие проблемы с поведением;
не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.
4.7. Наставляемыми могут быть педагоги:
молодые специалисты;
находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями и т.д.
4.8. Наставниками могут быть:
обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
родители обучающихся – активные участники родительских советов;
выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют
потребность передать свой опыт;
ветераны педагогического труда.
4.9. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
4.10. Участие наставника и наставляемых в Целевой модели основывается на
добровольном согласии.
4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных
данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных
представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников.
4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с
программами наставничества.
4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной
основе и утверждается приказом директора школы.
4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
5. Реализация Целевой модели наставничества.
5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из
образовательных потребностей школы в Целевой модели наставничества
рассматриваются три формы наставничества: «Ученик – ученик», «Учитель – учитель»,
«Работодатель – ученик».
5.2. Представление программ наставничества в форме «Ученик – ученик» «Учитель –
учитель», «Учитель – ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и
родительском совете.
5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник
наставляемый.
Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы
наставничества с наставником и наставляемым.
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
5.4. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного
года.
5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при
приведении встречи – планировании.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества
и/или отдельных ее элементах.
6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального
роста участников, динамика образовательных результатов.
6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы
наставничества проходит на «входе» и «выходе» реализуемой программы.
6.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества: промежуточный и итоговый.
6.5. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.
7. Обязанности наставника:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МАОУ «Волковская СОШ», определяющих права и
обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и
определить векторы развития.
Формировать наставнические
отношения
в
условиях
доверия,
взаимообогащения и открытого диалога.
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но
обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее.
Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и
указывает на риски и противоречия.
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует
развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку,
мотивирует, подталкивает и ободряет его.
Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной
жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального
кругозора
Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о
проделанной работе с предложениями и выводами.
8. Права наставника:
Вносить
на
рассмотрение
администрации
школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
Защищать профессиональную честь и достоинство.
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения.
Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ
ГОУДПО СО «ИРО», ШМУ, Школы наставничества.
Получать психологическое сопровождение.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
9. Обязанности наставляемого:
Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава МАОУ «Волковская СОШ», определяющих права и
обязанности.
Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
Выполнять этапы реализации программы наставничеста.
10. Права наставляемого:
Вносить
на
рассмотрение
администрации
школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
Рассчитывать на оказание психологического сопровождения.
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
11. Механизмы мотивации и поощрения наставников.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Проведение школьного конкурса профессионального мастерства «Наставник
года», «Лучшая пара»;
Поддержка системы наставничества через школьное телевидение.
Создание на школьном телевидении блока «Интервью с известными людьми о их
роли в наставничестве».
Создание специальной рубрики «Наши наставники» на школьном сайте.
Создание на школьном сайте методической копилки с программами
наставничества.
Доска почета «Лучшие наставники».
Награждение школьными грамотами «Лучший наставник»
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
Благодарственные письма на предприятия и организации наставников.
Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития школы.
12. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
настоящее Положение;
приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
Целевая модель наставничества в МАОУ «Волковская СОШ».
Дорожная карта внедрения системы наставничества в МАОУ «Волковская СОШ».
Приказ о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества МАОУ
«Волковская СОШ».
Приказ об организации «Школы наставников» с утверждение программ и
графиков обучения наставников.
Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп».
Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой
модели наставничества»
протокол заседаний педагогического, методического совета, методических
объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.