Направленность (профиль) программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Цветоводство» по содержанию является естественнонаучной. Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г № 1726-р; 3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; 5. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №09-3242 от 18.11.2015 « О направлении информации « ( вместе с « Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ». 6. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № 13К641/09 « О направлении методических рекомендаций». 7. Приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения. - "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" 8. Устава МАОУ « Волковская СОШ»; 9. Положения о дополнительном образовании в МАОУ « Волковская СОШ». Актуальность Актуальность программы в том, что современные школьники все более отдаляются от природы. Важным становится воспитание экологической культуры - это одна из актуальнейших задач в наше время при сложившемся потребительском отношении к природе. Идеалы общего воспитания всесторонне развитой личности, согласуются со способностью жить в гармонии с окружающей природной средой. Работа с юными цветоводами позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, способствует формированию сознательного отношения к труду, эстетического вкуса, путем вовлечения обучающихся в самостоятельную творческую работу и развития у них устойчивого интереса и стремления к познанию окружающего мира. Отличительные особенности данной программы: - программа отличается рациональным сочетанием различных форм работы с детьми, направленных на развитие ребенка с опорой на практическую деятельность; - организация работы кружка предусматривает проведение теоретических и практических занятий (с опорой на практику); программа разработана на основе многочисленных рекомендаций по цветоводству и собственного опыта педагога; - введение для изучения темы «Правила цветочного этикета» обусловлено вспыхнувшим интересом населения к дизайну офисов и жилых помещений. Адресат программы: программа адресована интерес к изучению природных объектов. обучающимся 1 - 5 класса, проявляющим Режим занятий: на освоение программы отводится 1 час в неделю. Групповые занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий – 40 минут. Объем и срок освоения программы: программа работы кружка рассчитана на 1 час в неделю - 34 часа в год. Уровень программы: По целевому ориентированию и уровню сложности данная программа является базовой. Формы обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2) . Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Работа групповая и индивидуальная. Виды занятий: лекции, беседы, экскурсия, практическая работа, творческое задание, тестовые задания, выставка творческих работ. Формы подведения результатов: анкетирование, собеседование, текущие тестовые задания, викторины, творческие задания, практическая деятельность, итоговые тестовые задания, качество и количество выращенных растений, выставка творческих работ, паспорта и этикетки растений, альбомы с рисунками. 2.2. Цели и задачи программы Цель программы: Обучить ребят специфическим знаниям, необходимым для цветовода; привить практические умения и навыки по выращиванию растений. Задачи: Обучающие: - формировать навыки коллективной работы - сформировать умения и навыки универсальных способов действий, и ключевые компетенции; - сформировать целостное представление о мире на основе приобретенных знаний, умений, навыков и способов действий. Развивающие: - развитие творческих и интеллектуальных способностей - развитие навыков познания мира; - приобретение опыта разнообразной деятельности. Воспитательные: - воспитывать умения работать в коллективе, ответственно относиться к выполняемой деятельности; -подготовка обучающихся к выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. 2.3 Содержание программы Учебный (тематический план) Название разделов и тем Всего часов Раздел 1. Введение 1 Раздел 2. Строение декоративных растений. 5 Раздел 3. Особенности содержания комнатных растений. Тема 1. Световые условия. Тепловой режим. Тема 2. Воздушный режим. Водный режим. Тема 3. Почвенные условия. 4 В том числе теоретич практичес Формы еские кие аттестации/ контроля 1 Вводное тестирование 3 2 Результаты практич. работы 1 1 1 Контроль состояния влажности почвы. Тема 4.Питание комнатных растений и их удобрение. Раздел 4. Уход за комнатными растениями. Тема 1. Пересадка и перевалка. Тема 2. Прищипка, обрезка и омолаживание. Тема 3. Подвязка и купание растений. Тема 4. Посуда для посадки растений. 1 1 Результаты практич. работы, качество выполнения. Итоговое тестовое задание Результаты практ. работы, Этикетки растений Тесты по текущим темам. Игра: « Тайны растений» Рисунки композиций в альбоме Паспорта комнатных растений Рисунки композиций. Итоговый тест Сообщения, презентации. 4 1 1 1 Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений. Тема 1-2. Размножение листовыми и стеблевыми черенками. Тема 3-4. Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями. Раздел 6. Ассортимент комнатных растений Тема 1-2. Жизненные формы растений. Тема 3-4. Ассортимент комнатных растений. Тема 5. Сказки. Загадки. Легенды. Стихи. 4 Раздел 7. Правила цветочного этикета. Композиции из комнатных растений. 4 2 2 Раздел 8. Паспортизация растений 2 1 1 Раздел 9. Размещение растений в комнате 1 1 - Раздел 10. Защита комнатных растений от вредителей Раздел 11. Это интересно. 2 2 - 1 1 - Раздел 12. Итоговое занятие 1 1 2 2 5 2 2 1 Игра – викторина «Самый умный цветовод» Выставка растений. ИТОГО: 34 25 9 Содержание учебного плана Раздел 1. Введение. Раздел 2. Строение декоративных растений. Особенности строения комнатных растений. Стебель. Классификация стеблей (по сочности, по деревянистости, по характеру роста и положению в пространстве). Видоизменения стебля (колючки и усики). Побег. Корневище. Луковица. Клубень. Клубнелуковица. Лист. Строение листа. Виды листовых пластинок. Формы листа. Простые и сложные листья. Узел. Междоузлие. Прилистники. Жилки. Цветок. Строение цветка. Соцветия. Виды соцветий. Плод. Виды плодов. Практическая работа № 1 « Разнообразие стеблей комнатных растений. Оформление альбома», Практическая работа № 2 « Видоизмененные побеги: луковица, клубень, корневище, клубнелуковица. Оформление альбома». Раздел 3. Особенности содержания комнатных растений. Световые условия. Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые комнатные растения. Растения длинного, короткого и нейтрального дня. Теплолюбивые, умеренно теплолюбивые, холодостойкие растения. Воздушный режим. Водный режим. Полив растений. Дерновая, перегнойная, листовая, торфяная земля. Земляная смесь. Практическая работа №3 Приготовление земляной смеси. Раздел 4. Уход за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатных растений. Прищипка, обрезка и омолаживание. Подвязка и купание растений. Практическая работа №4 Пересаживание растений. Практическая работа №5 Подвязка и купание растений. Раздел 5. Основные способы размножения комнатных растений. Вегетативное размножение. Размножение луковицами (подземными и надземными бульбочками). Размножение клубнями, корнеклубнями, корневищами. Размножение «усами». Размножение делением (куст, корневище и др.). Размножение отводками, черенками. Типы черенков: корневые, стеблевые (зелёные, полуодревесневшие, одревесневшие), листовые. Размножение листовыми и стеблевыми черенками. Размножение отпрысками, корневищами, луковицами, клубнями. Раздел 6. Ассортимент комнатных растений. Жизненные формы растений. Лианы. Ампельные. Суккуленты. Луковичные. Травянистые. Древесные. Сказки. Легенды. Загадки. Раздел 7. Правила цветочного этикета. Композиции из цветов . Композиции из цветов (уголок пустыни, тропического леса, садик из орхидей, кактусарий, каменистые мини-садики, «расцветающие камни», эпифитное дерево). Аранжировки (композиции из цветов). Сочетание цветов. Виды букетов. Свободные композиции из цветов. Пропорции аранжировок. Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов. Формы букетов. символика цветочной композиции. Язык цветов. Символика цвета. Практическая часть: Особенности работы с цветочно-декоративными композициями. Сроки срезки цветов и условия их хранения. Обработка стебля. Требования к воде. Практическая работа № 6 Изготовление композиций с использованием природного материала. Практическая работа № 7. Рисование цветка с натуры. Раздел 8. Паспортизация растений. Практическая работа № Изготовление паспортов комнатных растений Раздел 9. Размещение растений в комнате Размещение растений в комнате. Декоративные столики. Подставки и подиумы. Настенное расположение. Вертикальное расположение растений. Оформление комнат (прихожей, гостиной, спальни, кухни, ванной комнаты) Раздел 10. Защита комнатных растений от вредителей. Методы борьбы. Болезни комнатных растений. Вредители (зеленая листовая тля, паутинный клещ, белокрылка, щитовка и ложнощитовка, мучнистые червецы, трипсы, ногохвостки (подуры)). Классификация болезней. Болезни (мучнистая роса (бель), ложная мучнистая роса, ржавчина, белая пятнистость, черная пятнистость, черная ножка, корневая гниль). Методы борьбы. Профилактика болезней комнатных растений. Раздел 11. Это интересно. Создание композиций с использованием природного материала .Защита мини –проектов. Раздел 12 . Итоговое занятие.Игра-викторина «Самый умный цветовод» . Выставка комнатных растений, альбомов, этикеток, паспортов. 2.4 Планируемые результаты Метапредметные: учиться самостоятельно, определять цели своего образования, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текстом научно-популярной литературы, биологическими словарями, справочниками; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в образовательной и познавательной деятельности формирование умений общаться в процессе изучения курса, выполнения практических работ, осознанно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения . Предметные: выделение существенных признаков биологических объектов ; вредителей комнатных растений), соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, классификация — определение принадлежности растений к определенной систематической группе; объяснение роли биологических объектов в жизни человека, значения биологического разнообразия, различение на рисунках, фотографиях и живых объектах органов растений, видов растений; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление приспособлений растений к среде обитания; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; выполнение практических работ. знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими объектами. овладение умением оценивать с эстетической точки зрения растения. Личностные результаты: умение выражать собственное видение мира, вносить личный вклад в общую работу; умение доказывать свою точку зрения, опираясь на собственные подходы и выводы; приводить примеры из личной практики, умение ставить перед собой цель, формулировать и решать трудовые задачи, пользоваться рисунками, планами, схемой, выполненными самостоятельно. воспитание понимания экологической ценности окружающего мира, стремления внести частицу своего труда в реализацию программы по озеленению и благоустройству своей школы; воспитание трудолюбия, культуры и безопасности труда, чувства коллективизма и взаимопомощи; 3.1 Комплекс организационно-педагогических условий Материально-техническое обеспечение: Для осуществления целей и задач программы «Цветоводство» созданы необходимые условия: - наличие кабинета соответствующего санитарно-гигиеническим требованиям для занятий, оснащенного мебелью, -персональный компьютер с выходом в Интернет; -экран; -мультимедийный проектор; -таблицы по биологии растений; - наличие связей с учреждениями дополнительного образования; - методические разработки занятий с использованием различных методов и практических работ - садовый инвентарь ( лопаточки , лейки, опрыскиватели, кашпо , подставки ) - увеличительные приборы (лупы, микроскопы) - запасы грунта, - удобрения для комнатных растений. Информационное обеспечение: - учебные фильмы - презентации - Интернет сайты - методическая и научная литература по теме изучения. Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется учителем биологии 1 категории Кокоревой И.А. 3.2. Формы аттестации Организация контроля знаний происходит на основе саморефлексии обучающегося. Рефлексия помогает определить степень достижения поставленной цели, причины их достижения или наоборот, действенность тех или иных способов и методов, а также провести самооценку. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса разнообразны и направлены на определение оценки качества знаний, умений и навыков каждого ребенка как результата освоения образовательной программы, сформированности экологической культуры и личных качеств обучающихся. Основные виды диагностики результата: начальный – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка (беседа, тесты); текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ; промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, тестовые задания; №п\п итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: результативность участия в мероприятиях различного уровня, игра-викторина «Самый умный цветовод». В программе используется гибкая рейтинговая система оценки достижений обучающегося по определенным критериям: выполнение определённого количества практических работ, когда каждая практическая работа оценивается определенным количеством баллов; подведение итогов в конце каждого полугодия (январь, май); система награждения и поощрения обучающихся (обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов, награждаются грамотами и сувенирами). Приложение 1 Информационная карта оценки творческой и исполнительной активности учащихся на кружке « Цветоводство» Этикетки, Зари– Ф.И. Крос– Загадки Ребусы паспорта совки Викторина Итог ребенка сворд стихи растений (альбом) Итог Шкала оценки: высокий уровень (задание выполнено самостоятельно); средний уровень (задание выполнено с использованием дополнительной информации; низкий уровень (задание выполнено с помощью педагога, друзей, родителей). Педагог: _____________ Список литературы для обучающихся 1. Борисова А., Бердникова О. Иллюстрированная энциклопедия комнатных растений. – М.: Эксмо, 2009. – 240 с.; 2. Л.А.Китаева Календарь цветовода-любителя. Издательство Нива России 1991г. Список литературы для учителя 1. Виноградова, Н. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова.- М., 1996. - С. 35-42.; 2. Герасимов С.О. Комнатное цветоводство. Издательство Нива России 1991г 3. Ильина Е.Я. Комнатные растения Издательство Уральский Университет, 1991 г 4. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с. 5. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере . Издательство МГУ 1989 г 6. Китаева Л.А Календарь цветовода-любителя. Издательство Нива России 1991г