Волшебный карандаш (старшая группа)

Направленность (профиль) программы. Дополнительная общеобразовательная
программа «Волшебный карандаш» по содержанию является художественной.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых актов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г № 1726-р;
3. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций»;
5. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации №09-3242 от
18.11.2015 « О направлении информации вместе с « Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
6. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № 13К641/09 « О направлении методических рекомендаций».
7. Приказа Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 Порядок применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения. - "Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ"
8. Устава МАОУ « Волковская СОШ»;
9. Положения о дополнительном образовании в МАОУ « Волковская СОШ».
Актуальность
Актуальность заключается в воспитании человека всесторонне и гармонически
развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего
поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно
раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и
красок окружающего мира, творческие способности и фантазию. Без овладения
необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного
эстетического воспитания и художественного образования. Вопросы гармонического развития
и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе
школ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в
учёбе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в этих стремлениях, призвана
программа «Волшебный карандаш», которая рассчитана на работу с детьми младшего
школьного возраста.
Отличительные особенности данной программы:
 Ориентация программы на освоение учащимися широкого спектра изобразительных
техник и использования художественных средств. Программой предусмотрено, чтобы каждое
занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение
обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения
изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и

приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил
изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
 Обязательная презентация итогов художественного творчества учащихся широкой
общественности. Результаты художественного труда обучающихся находят применение в
оформлении учебных кабинетов, коридоров школы, а также пространств, в которых проходят
различные общешкольные праздники. Выставки представляются учащимся других классов,
родителям и педагогам. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы
используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное
положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в
воспитательном процессе.
Адресат программы: программа адресована обучающимся 3 - 4 класса.
Режим занятий: на освоение программы отводится 1 час в неделю. Групповые занятия
проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий – 40 минут.
Объем и срок освоения программы: программа работы кружка рассчитана на 1 час в
неделю – 34 часа в год.
Уровень программы: по целевому ориентированию и уровню сложности данная программа
является базовой.
Формы обучения – очная (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2) . Программа
предусматривает теоретические и практические занятия. Работа групповая и индивидуальная.
Виды занятий: лекции, беседы, экскурсия, практическая работа, творческое задание,
выставка творческих работ.
Формы подведения результатов: собеседование, текущие тестовые задания, викторины,
творческие задания, практическая деятельность,
итоговые тестовые задания, выставки
творческих работ.
Цели и задачи программы
Цель программы: Развитие личности младшего школьника средствами искусства и
получение опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи:
1. Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием
художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и
навыки и показывать детям широту их возможного применения.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы
в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
4. Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.
Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
5. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение.
6. Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные
зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Содержание программы
Учебный (тематический план)
Название разделов
и тем

Всего
часов

«Как мы провели лето».

1

0,5

0,5

«Что могут краски».

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
-

0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1

1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5

1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
-

0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1

«Вот моя деревня».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

«Экзамен художника Тюбика».

1

0,5

0,5

Итого

34

«Осень на опушке краски разводила».
«Русская матрешка в осеннем уборе».
«Жанры».
«Натюрморт».
«Поздняя осень».
«Пейзаж».
«Пейзаж».
«Рисуем животных».
«Царевна лягушка».
«Царевна лягушка».
«Цветы для мамы».
«Узоры снежинок».
«Серебряное копытце».
«Серебряное копытце».
«Зимний закат».
«Зимний лес».
«Снежная птица зимы».
«Золотая рыбка»
«В сказочном подводном царстве».
«Подарок папе».
«Подарок маме».
«Сказочно – былинный жанр».
«Сказки о царе Салтане».
«Гжель».
«Полет на другую планету».
«Жостовская роспись»
«Экскурсия в весенний парк».
«Весенние цветы».
«День Победы».
«Весенний пейзаж».

теоретичес
кие

В том числе
практическ
Форма контроля
ие
Входная
диагностическая работа

Выставка готовых работ

Выставка готовых работ

Выставка готовых работ

Выставка готовых работ

Выставка готовых работ
Выставка готовых работ

Выставка готовых работ

1
Итоговая
диагностическая работа

Содержание учебного плана
Тема 1. «Как мы провели лето». Введение в курс занятий. Условия безопасной работы.
Организация рабочего места. Рисование по памяти и представлению.
Тема 2. «Что могут краски». Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение
красок. Рисование с натуры осенних листьев сложной формы.
Тема 3. «Осень на опушке краски разводила». Познакомить с новым видом изобразительной
техники — «печать растений».
Тема 4. «Русская матрешка в осеннем уборе». Декоративное рисование русской матрешки в
осеннем уборе. Работа гуашью.
Тема 5 «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по
Третьяковской галерее.
Тема 6. «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта. Умение отличать натюрморт от
других жанров изобразительного искусства. Рисование с натуры цветов и овощей. Работа
карандашом.
Тема 7. «Поздняя осень». Аппликации из осенних листьев. Работа с листьями, клеем, бумагой.
Тема 8. «Пейзаж». Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от
других жанров изобразительного искусства. Работа карандашом.
Тема 9. «Пейзаж». Продолжение работы над пейзажем. Работа акварелью.
Тема 10. «Рисуем животных». Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции
тела животных.
Тема 11 «Царевна лягушка». Рисование сказочного персонажа Царевны-лягушки.
Иллюстрирование сказки. Работа карандашом.
Тема 12. «Царевна лягушка». Рисование сказочного персонажа Царевны-лягушки.
Иллюстрирование сказки. Работа акварелью.
Тема 13. «Цветы для мамы». Изготовление открытки из цветной бумаги.
Тема 14. «Узоры снежинок». Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с
белилами.
Тема 15. «Серебряное копытце». Иллюстрация сказов Бажова «Серебряное копытце»
карандашом поэтапно.
Тема 16. «Серебряное копытце». Иллюстрация сказов Бажова «Серебряное копытце». Работа
акварелью.
Тема 17. «Зимний закат». Рисование пейзажа. Умение видеть прекрасное, любить родную
природу.
Тема 18. «Зимний лес».
Характер деревьев. Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства
гуаши.
Тема 19. «Снежная птица зимы». Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму
цветов. Орнаментальная композиция.
Тема 20. «Золотая рыбка». Рисование с натуры игрушки. Работа карандашом, гуашью.
Тема 21. «В сказочном подводном царстве». Тематическое рисование. Работа карандашом,
акварелью.
Тема 22. «Подарок папе». Изготовление открытки-рубашки.
Тема 23. «Подарок маме». Цветочная открытка своими руками.
Тема 24. «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром
изобразительного искусства. Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров
изобразительного искусства. Иллюстрирование «Сказки о Царе Салтане» А. С. Пушкина.
Тема 25. «Сказки о царе Салтане». Иллюстрирование «Сказки о Царе Салтане» А. С. Пушкина.
Работа карандашом, гуашью.
Тема 26. «Гжель». Знакомство с русским народным промыслом. Работа с акварелью.
Тема 27. «Полет на другую планету». Тематическое рисование. Работа с карандашом,
акварелью.
Тема 28. «Жостовская роспись». Знакомство с русским народным промыслом. Работа с
акварелью.

Тема 29. «Экскурсия в весенний парк». Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную
природу.
Тема 30. «Весенние цветы». Рисование весенних цветов.
Тема 31. «День Победы». Мозаика из бумаги. Изготовление праздничного плаката.
Коллективная работа.
Тема 32. «Весенний пейзаж». Рисование весеннего пейзажа. Пленэр.
Тема 33. «Вот моя деревня». Рисование весеннего пейзажа. Работа акварелью.
Тема 34. «Экзамен художника Тюбика». Обобщение и систематизация изученного материала.
Планируемые результаты
Метапредметные:
 овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать,
анализировать, выделять главное, обобщать;
 овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения
коллективной творческой работы;
 использование средств информационных технологий для решения различных учебнотворческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
 умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с
поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих
задач;
 умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение
организовать место занятий;
 осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более
высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные:
 знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика,
скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные
виды искусства);
 знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
 понимание образной природы искусства;
 эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
 применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения
художественно-творческих работ;
 способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько
великих произведений русского и мирового искусства;
 умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о
содержании, сюжетах и выразительных средствах;
 усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев
своего региона;
 умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни:
в доме, на улице, в театре, на празднике;
 способность использовать в художественно-творческой деятельности различные
художественные материалы и художественные техники;
 способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
 умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
 освоение умений применять в художественно—творческой
деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты;
 умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы
различных регионов нашей страны;

 умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира,
способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную
художественную культуру;
 изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных
(знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы,
человека, народных традиций;
 умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной
культуры;
 способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших
исторический облик, — свидетелей нашей истории.
Личностные результаты:
 чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
 уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в
целом;
 понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека;
 сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления,
наблюдательности и фантазии;
 сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством,
природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в
самостоятельной практической творческой деятельности;
 овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой
работы в команде одноклассников под руководством учителя;
 умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить
свою часть работы с общим замыслом;
 умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и
работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и
средств его выражения.
Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-техническое обеспечение:
Для осуществления целей и задач программы «Волшебный карандаш» созданы необходимые
условия:
- наличие кабинета соответствующего санитарно-гигиеническим требованиям для занятий,
оснащенного мебелью,
-персональный компьютер с выходом в Интернет;
-экран;
-мультимедийный проектор;
-канцелярские принадлежности: карандаши простые разной твёрдости (НВ, В, 2В, 3В), альбомы
для рисования формата А4,ластики, точилки, линейки, цветные карандаши, акварель , гуашь,
кисти для красок синтетика, фломастеры, краски акварельные, восковые мелки стаканчикнепроливайка, палитра.
- вода;
- учебные фильмы;
- презентации;
- интернет сайты;
- методическая и научная литература по теме изучения.

Кадровое обеспечение: реализация программы осуществляется педагогом дополнительного
образования Жумагулова Д.А.
Формы аттестации
Представляет собой социально-организованную деятельность педагогов и
обучающихся, направленную на решение задач обучения, воспитания и развития детей.
Выставки; конкурсы; викторины; беседы с детьми и родителями; коллективные
творческие работы; наблюдение за детьми в процессе работы; использование методов
специальной диагностики, тестирования.
Самой распространённой формой подведения итогов реализации программы является
выставка работ учащихся. В течение учебного года учащиеся оформляют выставки работ.
Основные виды диагностики результата:
начальный – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих
способностей ребенка (беседа);
текущий – проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;
промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические
игры, тестовые задания;
итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы:
результативность участия в мероприятиях различного уровня, игра-викторина «Экзамен
художника Тюбика».
Список литературы для обучающихся
1. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
2. Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО
«Мир книги», 2005. – 123 с.
3. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.:
ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Список литературы для учителя
1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 14кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
2. Неменская Л. А. Искусство и ты. – Волгоград: Учитель, 2006.
3.Программа
общеобразовательных
учреждений
«Изобразительное
искусство
и
художественный труд» под руководством Б. М. Неменского. – Москва: «Просвещение», 2004
4. Проснякова Т.Н. Уроки мастерства. - Корпорация «Фёдоров», 2000
5. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества. - Издательство «Учебная литература»,
2002.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».