Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 5 от «31» августа 2020 г УТВЕРЖДАЮ: Директор МА0У «Волковская СОШ»: / 'С ) ~ Ситникова М.М. Приказ № 50-0/10-1 от «31» августа 2020 г. ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и реализации адаптированной образовательной программы 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы (далее - АОП) является локальным нормативным актом, регламентирующим механизм разработки и реализации АОП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). АОП для детей с ОВЗ разработано в соответствии с нормативными правовыми актами: • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 26.07.2019г.) (далее - Закон № 273 "Об образовании в Российской Федерации"); • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06. 10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (п. 19.3) (ред. от 31.12.2015г.); • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17. 12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (п. 18.3.1) (ред. от 31,12.2015г.); • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" (ред. от 29.06.2017г.) (п. 18.3.1); • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ОВЗ. утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"; • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599. • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 10.06.2019г.); • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); • СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее СанПиН), утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"(ред. от 22.05.2019г.); • СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.10.2015 № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ" (с 01.09.2016 г.). • Уставом МАОУ «Волковская СОШ» (далее - Учреждение); • Адаптированной общеобразовательной программой начального общего образования для обучающихся с ОВЗ; • Адаптированной общеобразовательной программой начального общего Образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); • Образовательной программой начального общего, основного общего, среднего общего образования. 1. Содержательные аспекты разработки и реализации адаптированной образовательной программы 2.1.Условия и порядок разработки АОП. Правом на разработку и утверждение АОП обладает образовательная организация. Согласно ч.5 ст. 12 Федерального закона No 273-ФЗ. АОП разрабатывается с учетом рекомендаций ПМПК, федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ и лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). При разработке программы учитываются особенности психофизического развития лиц с ОВЗ и лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (по представленным родителями документам). Проектируются необходимые структурные составляющие адаптированной образовательной программы и определяются временные границы освоения АОП. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы, четко формулируются цели АОП и определяется круг задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы. 2.2.Состав участников разработки АОП, их полномочия и ответственность. АОП для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатывают учителя-предметники и специалисты психолого- медико-педагогического консилиума (далее - ПМПк). 2.3.Порядок обсуждения проекта АОП, порядок утверждения АОП и ввода в действие. При разработке АОП учитываются возрастные и индивидуальные особенности обучающегося, медицинские показатели, рекомендации ПМПК, ожидания родителей, четко формулируются цели и задачи индивидуальной образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или изменении учебного графика, определяются формы получения образования, режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных, дополнительные виды психолого-педагогического сопровождения, определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.). Решение о переводе обучающегося с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на АОП принимается на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и при согласии в письменном заявлении родителей (законных представителей). Педагогический совет Учреждения ежегодно утверждает АОП для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В конце учебного года по итогам реализации АОП в рамках ПМПк проводится анализ итоговой диагностики различных сфер развития обучающегося, обосновывается внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения обучающегося с ОВЗ или обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводится итоговая встреча с родителями (законными представителями) для определения дальнейших форм работы с обучающимся. 2.4.Определение содержания АОП. 2.4.1. АОП определяет объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, специальные образовательные условия. Проектирование содержания АОП включает в себя содержательное наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов. 2.4.2. Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП уделяется описанию тех способов и приемов, посредством которых обучающиеся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будут осваивать содержание образования. 2.5.Планирование форм реализации АОП. 2.5.1.Реализация АОП может осуществляться с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий и электронного обучения. 2.5.2. Планирование участия в реализации АОП различных специалистов ( психолога, социального педагога, логопеда и т.д.). Привлечение родителей (законных представителей) обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для ознакомления и согласования АОП. 2.6.Определение форм и критериев мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы. 2.6.1. АОП составляется на один год, корректировка содержания ее осуществляется на основе результатов промежуточной диагностики. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся изменения и корректировки в образовательную программу для конкретного обучающегося с ОВЗ. 2.6.2. АОП включает критерии промежуточной и итоговой оценки результативности освоения АОП. При решении вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию необходимо руководствоваться: - пунктом 20 Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (ред. от 10.06.2019г.); - частью 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 26.07.20109г.). 2.7. Структура адаптированной образовательной программы (АОП) 2.7.1 Титульный лист. Титульный лист должен содержать: наименование общеобразовательной организации; гриф согласования и утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя общеобразовательной организации); предмет, класс, в котором изучается учебный курс; Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего программу; год составления программы. 2.7.2. Пояснительная записка. В тексте пояснительной записки следует указать: - сведения о ребѐнке, его актуальное состояние, проблемы/ сведения о классе, если программа составляется на класс; - цель и задачи данной программы; - на основе, какой программы (предметной или авторской) разработана программа, название, автор и год издания конкретной программы; - внесѐнные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование; - количество часов, на которое рассчитана программа; - учебно-методический комплект: учебник, тетрадь, пособия (обозначаются с указанием их названия, класса, ФИО автора, издательства, года издания); - предполагаемый результат. 2.7..3. Тематическое планирование. В тематическом плане должны быть отражены: - структура курса (последовательность тем и количество часов, отводимое на их изучение). Разделы календарно-тематического плана: - тема курса; - количество часов по плану; - поурочная разбивка; - планируемый результат; - коррекционная работа. 2.7.4. Учебно - методические средства обучения: Данный раздел включает: -основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, -сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ, хрестоматии), справочные пособия (словари, справочники); -наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); -оборудование и приборы, необходимые для реализации программы. Используемый перечень учебно- методических средств обучения может быть классифицирован на три группы: произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию); -дидактический материал; - контрольно-измерительные материалы; -оборудование и приборы