2.6. Куратор сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества. 2.7. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе. 2.8. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 6 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МАОУ «Волковская СОШ». 3.2. Основными задачами школьного наставничества являются: разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; разработка и реализация программ наставничества; реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества; проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе; формирования баз данных программ наставничества и лучших практик; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 4. Организационные основы наставничества 4.1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы. 4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно – воспитательной работе. 4.3. Куратор Целевой модели наставничества назначается приказом директора школы. 4.4. Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников. 4.5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы. 4.6. Наставляемым могут быть обучающиеся: проявившие выдающиеся способности; демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; с ограниченными возможностями здоровья; попавшие в трудную жизненную ситуацию; имеющие проблемы с поведением; не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива. 4.7. Наставляемыми могут быть педагоги: молодые специалисты; находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы; желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д. 4.8. Наставниками могут быть: обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; родители обучающихся – активные участники родительских советов; выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров; успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт; ветераны педагогического труда. 4.9. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). 4.10. Участие наставника и наставляемых в Целевой модели основывается на добровольном согласии. 4.11. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и наставников. 4.12. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества. 4.13. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы. 4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5. Реализация Целевой модели наставничества. 5.1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в Целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Работодатель – ученик». 5.2. Представление программ наставничества в форме «Ученик – ученик» «Учитель – учитель», «Работодатель – ученик» на ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете. 5.3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый. Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого. Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого. Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым. Регулярные встречи наставника и наставляемого. Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого. 5.4. Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года. 5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи – планировании. 6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 6.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: оценка качества процесса реализации программы наставничества; оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.3. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой программы. 6.4. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый. 6.5. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки. 7. Обязанности наставника: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МАОУ «Волковская СОШ», определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и будущее. Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски и противоречия. Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения. Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его. Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами. 8. Права наставника: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Защищать профессиональную честь и достоинство. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ ГОУДПО СО «ИРО», ШМУ, Школы наставничества. Получать психологическое сопровождение. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 9. Обязанности наставляемого: Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МАОУ «Волковская СОШ», определяющих права и обязанности. Разработать совместно с наставляемым план наставничества. Выполнять этапы реализации программы наставничеста. 10. Права наставляемого: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. Рассчитывать на оказание психологического сопровождения. Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 11. Механизмы мотивации и поощрения наставников. Мероприятия по популяризации роли наставника. Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара», "Наставник+"; Поддержка системы наставничества через школьное телевидение. Создание на школьном телевидении блока «Интервью с известными людьми о их роли в наставничестве». Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте. Создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества. Доска почета «Лучшие наставники». Награждение школьными грамотами "Лучший наставник" Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся. Благодарственные письма на предприятия и организации наставников. Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы. 11. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: настоящее Положение; приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества; Целевая модель наставничества в МАОУ «Волковская СОШ». Дорожная карта внедрения системы наставничества в МАОУ «Волковская СОШ». Приказ о назначение куратора внедрения Целевой модели наставничества МАОУ «Волковская СОШ». Приказ об организации «Школы наставников» с утверждение программ и графиков обучения наставников. Приказ «Об утверждении наставнических пар/групп». Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества» протокол заседаний педагогического, методического совета, методических объединений, на которых рассматривались вопросы наставничества.