Положение об учебном кабинете.pdf

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Волковская средняя общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом школы
Протокол № 75 от 29.08.2014

УТВЕРЖДЕНО и введено в
действие приказом от
01.09.2014 года № 68-О/3

ПОЛОЖЕНИЕ
об учебном кабинете МКОУ «Волковская СОШ»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение составлено в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом МКОУ
«Волковская
СОШ» (далее
- Учреждение),
Федеральными государственными
образовательными стандартами, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях САНПИН 2.4.2821-10 и
определяет цели, задачи, организацию и порядок работы учебного кабинета.
1.2. Учебный кабинет – это учебно-воспитательное подразделение, являющееся
средством осуществления основной образовательной программы основного общего
образования, обеспечивающее создание современной предметно–образовательной среды
обучения основной школы с учётом целей, устанавливаемых ФГОС ООО. Учебный кабинет
— это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная,
факультативная и внеклассная работа с учащимися в полном соответствии с действующими
государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами, а
также методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и
результативности образовательного процесса.
1.3. Оснащение кабинета должно способствовать решению задач основных
образовательных программ, обеспечивающих реализацию ФГОС второго поколения.
Оснащение учебного кабинета включает в себя:
- книгопечатную продукцию;
- печатные пособия;
- экранно-звуковые пособия;
-технические средства обучения (средства информационно-коммуникационных
технологий);
-учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
- натуральные объекты;
- допускается использование объектов, изготовленных самостоятельным способом
учителем, учащимися и их родителями. К таким объектам могут быть отнесены
иллюстративные материалы, видеоматериалы, фотоальбомы, макеты и т.п.
1.4. Занятия в кабинете должны способствовать:
- переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным,
поисково-исследовательским видам работ;
- формированию умений работать с различными видами информации и её
источниками;
- формированию коммуникативной культуры учащихся;
- формированию системы универсальных учебных действий;
- развитию способностей к самоконтролю, самооценке, самоанализу;
- воспитанию высокоорганизованной личности.
1.5. Обучающиеся I ступени обучаются в закрепленных за каждым классом учебных
помещениях, обучающиеся II ступени – в помещениях, обеспечивающих организацию труда

по одному или циклу учебных предметов, входящих в учебный план общеобразовательного
учреждения.
1.6. Занятия в учебном кабинете проводятся в соответствии с действующим
расписанием занятий и внеурочной деятельностью.
1.7. Правила пользования учебным кабинетом:
- Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.
- Обучающиеся должны находиться в кабинете только в присутствии учителя.
- Кабинет должен проветриваться каждую перемену.
- Учитель должен организовывать уборку кабинета по окончании занятий в нем.
1.8. Учебные кабинеты функционируют с учетом специфики общеобразовательного
учреждения в целях создания оптимальных условий для выполнения современных требований
к организации образовательного процесса.
1.9.
Оборудование учебного кабинета должно позволять вести безопасное и
эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей.
1.20. Учебная нагрузка кабинета должна быть не более 36 часов в неделю
2. Основные требования к учебному кабинету
2.1. Наличие в кабинете нормативных документов, регламентирующих деятельность по
реализации основной образовательной программы основного общего образования:
- ФГОСы по предметам базисного учебного плана;
- образовательные программы по предметам БУПа;
-учебные программы по предметам БУПа;
-планируемые результаты обучения по предметам БУПа;
-расписание учебных занятий по обязательной программе;
- расписание работы факультативов;
-расписание занятий по программе дополнительного образования;
- комплекс материалов для диагностики качества обучения по предметам БУПа;
- материалы (базы данных), текущей, промежуточной, итоговой аттестации
обучающихся по классам, образцы контрольно-измерительных материалов (КИМ), в том
числе в электронном виде;
- материалы (базы данных), отражающие динамику личностного развития учащихся по
годам обучения (Портфолио).
2.2. Укомплектованность кабинета учебно-методическими материалами (учебнометодическим инструментарием):
- аннотированные перечни цифровых образовательных ресурсов по предметам БУПа;
- аннотированные перечни аудиозаписей, слайдов (диапозитивов), видеофильмов по
содержанию предметов БУПа;
- аннотированные перечни развивающих, обучающих, контролирующих игр.
2.3. Укомплектованность кабинета техническими средствами:
- компьютер с программным обеспечением, модемом, подключением к Интернету,
находящийся в локальной управленческой сети, с ЖК-монитором;
- экран;
-проектор;
-принтер, сканер;
-телевизор.
2.4. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие
постоянных и сменных учебно-информационных стендов.
Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:
- федеральный государственный образовательный стандарт по предмету;
- рекомендации для обучающихся по проектированию их учебной деятельности
(подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.);
- правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
- материалы, используемые в учебном процессе.

2.5. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по
ТБ), пожаробезопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете (средства
пожаротушения, аптечка).
2.6.
Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе,
факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным
занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.
3. Требования к документации кабинета
3.1 Паспорт учебного кабинета.
3.2 Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3.3 Правила техники безопасности работы в учебном кабинете и журнал инструктажа
обучающихся по технике безопасности.
3.4 Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ.
3.5 Перечень учебного и компьютерного оборудования.
3.6 График занятости кабинета.
3.7 Состояние учебно-методического обеспечения кабинета информатики
3.8 План работы кабинета на учебный год и перспективу (утверждается директором
школы).
3.9 Должностная инструкция заведующего учебным кабинетом.
4. Оснащение учебного кабинета
В соответствии с требованиями кабинет должен быть оснащен:
- рабочим местом преподавателя и учащихся;
- мебелью, соответствующей требованиям СТБ;
- классной доской, указкой и приспособлением для размещения таблиц, карт и схем;
- аудиовизуальными средствами обучения (при необходимости);
- приборами и оборудованием для выполнения лабораторных и практических работ
(при необходимости);
- предметными стендами;
5.

Организация деятельности ответственного за учебный кабинет

5.1. Ответственный за учебный кабинет назначается приказом директора школы.
5.2. Ответственный за учебный кабинет обязан:
- анализировать состояние учебно-материального оснащения кабинета не реже чем
раз в год;
- планировать и организовывать систему мер, направленных на обеспечение кабинета
необходимым оборудованием согласно учебным программам и установленным нормативам;
- составлять план развития и работы кабинета на текущий учебный год и следить за
его выполнением;
- содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями,
предъявляемыми к предметному кабинету;
- принимать меры по обеспечению кабинета материалами и необходимой учебнометодической документацией, инструкциями и т. д.;
- вести учет имеющегося оборудования в кабинете;
- обеспечивать сохранность имущества кабинета и надлежащий уход за ним;
- обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, правил
поведения учащихся и преподавателей в кабинете, проводить и учитывать соответствующие
инструктажи с учащимися с последующими отметками в журнале;
- организовывать работу по предмету (консультации, дополнительные занятия и др.),
отражать ее в расписании работы кабинета;
- способствовать созданию банка творческих работ учащихся в учебном кабинете.
5.3. Ответственный за кабинет имеет право:

- ставить перед администрацией вопросы по совершенствованию оборудования
кабинета;
- ходатайствовать о поощрении или наказании отдельных учащихся, работающих в
данном учебном кабинете.
5.4. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральными государственными образовательными стандартами,
- санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях САНПИН 2.4.2821-10,
-правилами внутреннего распорядка;
- настоящим Положением.
5.5. Администрация совместно с профкомом проводит осмотр кабинетов 1 раз в год.
По результатам осмотра издается приказ директора об оплате за заведование кабинета.
Смотр осуществляется согласно следующим критериям:
Общее состояние кабинета:
- соблюдение санитарно-гигиенических норм: чистота кабинета, исправная мебель,
озеленение, наличие системы проветривания;
- соблюдение техники безопасности, наличие инструкций в журнале по технике
безопасности;
- наличие правил поведения в кабинете.
Лаборатория учителя:
- демонстрационный отдел (таблицы, карты, наглядные пособия, раздаточный
материал, его систематизация);
- классная доска (приспособления для демонстрации таблиц, карт, место для мела и
тряпки);
- ТСО
Оформление кабинета:
- постоянные экспозиции по профилю кабинета;
- временные экспозиции;
- уют;
- расписание работы кабинета.
Методический отдел:
- перспективный план развития кабинета на 3 года;
- план развития и работы кабинета на текущий учебный год;
- инвентарная книга кабинета;
- дидактический раздаточный материал;
- наличие карточек и т.п.;
- творческие работы учащихся;
наличие методической литературы по предмету
- наличие методической литературы по предмету.
Образцы документации по учебному кабинету представлены в приложениях 2-4
 тематические разработки занятий;
 дидактический и раздаточный материал;
 материалы для организации контроля знаний и самостоятельной работы
учащихся;
 демонстрационные материалы;
 творческие работы обучающихся (рефераты, проекты, модели, рисунки) (при
необходимости);
 учебно-методическая и справочная литература по дисциплине;
 библиографическая картотека по дисциплине;
 картотека дидактических материалов;
 оборудование и методические разработки для проведения лабораторного
практикума (для лабораторий).

Приложение №1
к Положению об учебном кабинете
Дизайн и эргономика оборудования кабинета
Создавая кабинет, нужно ориентироваться на соответствие каждого предмета в нем
современным требованиям, добиваться, чтобы оборудование в целом и каждый его элемент
имели прогрессивные технические, эксплуатационные и потребительские свойства, высокие
показатели надежности, долговечности и вместе с тем обладали технологичностью, отвечали
техническим требованиям и санитарно-гигиеническим нормам.
Процесс обучения прямо зависит от его технической (методической, дидактической)
оснащенности, поэтому создание полноценной многоплановой базы является важнейшим
условием организации учебно-воспитательного процесса.
В кабинете не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание обучающихся,
излишнего украшательства. Необходимо, чтобы он удовлетворял требованиям
производственной эстетики, выглядел строго, но красиво и уютно, чтобы у обучающихся,
занимающихся в нем, создавалось хорошее рабочее настроение. Сущность изучаемой
дисциплины должна отражаться соответствующим настенным оформлением и содержанием.
Кабинет должен иметь дидактическую направленность оборудования, методические
фонды, дидактические обучающие комплекты, обеспечивающие профессиональную
направленность преподавания.
Создание специализированного кабинета является длительным процессом. Главное
здесь - обеспечить этапность работы по разным направлениям одновременно.
Кабинет должен быть оформлен и оснащен так, чтобы обучающиеся имели
возможность оперативного и постоянного общения с большим количеством дидактических
материалов как структурных составляющих сценария конкретного учебного занятия. Это
стимулирует интерес к дисциплине, активизирует мыслительную деятельность, развивает
самостоятельность и творческое мышление обучающихся.
В кабинете весьма желателен программированный комплекс (любой конструкции и
системы), т.к. с его помощью возможна оперативная обработка выданной информации и без
потерь времени установление обратной связи с любым рабочим местом в кабинете. С его
помощью
осуществляется
индивидуальный
и
фронтальный
контроль
знаний,
организовываются разные формы самостоятельной работы с учебной, специальной
литературой, справочниками, стандартами.
Все учебно-наглядные пособия нужно систематизировать и хранить в специальных
секционных шкафах, а плакаты - в плакатницах. Каждая группа наглядных пособий должна
находиться в определенной секции, которые располагаются в порядке программного
материала дисциплины. На имеющиеся кино- и диафильмы составляют каталоги. Каждый
фильм должен находиться строго в своем месте секционного методического шкафа
препараторской, тогда время на их поиск не требуется.
Учитель должен иметь под рукой все, что необходимо для подготовки очередного
занятия: учебные программы, учебники, методические пособия, задачники, стандарты,
справочники, журналы, специальную и научную литературу. Таким образом, учебный кабинет
должен обеспечить максимальную экономию времени, связанную с затратами на подготовку к
занятию. В кабинете все должно иметь свое место. Все пособия систематизированы,
рационально размещены, скомплектованы по служебному назначению, функциональным
признакам.

Приложение № 2
к Положению об учебном кабинете
ПАСПОРТ
УЧЕБНОГО КАБИНЕТА
______________ № ______
Ответственный за кабинет:
учитель________________
класс__________________
Общая площадь-_________
Количество
посадочных мест-________
Наличие лаборантской____
Содержание:
1. План-размещение кабинета.
2. Основные требования к кабинету.
3. Положение об учебном кабинете.
4. Правила пользования кабинетом.
5. Акт готовности кабинета к учебному году.
6. Оценка состояния кабинета.
7. Анализ работы кабинета за истекший год.
8. Задачи работы на текущий год.
9. План работы кабинета на текущий учебный год.
10. График работы кабинета (с учетом индивидуальных занятий, классных часов и т.д.)
11. Журнал регистрации инструктажа с учащимися (для кабинетов физики, химии,
технологии, информатики, физической культуры, биологии, ОБЖ)
12. Опись имущества (мебель, техника).
13. Наименование электронных образовательных изданий (если имеются).
14. Наименование печатных изданий.
15. Оборудование к лабораторным и демонстрационным работам (если имеются).

Приложение № 3
к Положению об учебном кабинете

год

Акт готовности кабинета
к учебному году
год

год

год

1. Документация
Паспорт
Инструкции по
охране труда
2. Учебно-методическое обеспечение
Учебное
оборудование
Учебнометодический
комплекс
ТСО
Дидактический
материал
Тесты
Видеозаписи
Таблицы
Учебники
Оценка состояния кабинета
1. Соблюдение основных норм
год

год

год

год

Соблюдение:
- правил по охране труда.
- санитарно-гигиенических норм
- норм освещенности
Состояние мебели

2. Оценка кабинета по итогам проверки готовности к новому учебному году
Учебный год Оценка
Замечания
комиссия
Директор
Зам
Завхоз
директора
по УВР

Инспектор
по охране
труда

Приложение № 4
к Положению об учебном кабинете
План работы кабинета на
___________ учебный год
мероприятие

срок

ответственный


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».